Мнения /
Интервью

25 апреля 2008 13:49

"Самая неприятная тенденция — превращения ряда журналистов в журналюг"

В Третьем Санкт-Петербургском международном книжном салоне принимают участие множество современных авторов, совмещающих писательскую деятельность с журналистcкой работой. Lenizdat.ru побеседовал с одним из таких писателей — вице-президентом по связям с общественностью и международным отношениям "Вещательной корпорации "Проф-Медиа" (ВКПМ) Юрием Костиным, презентовавшим на выставке свою новую книгу "Немец".

Lenizdat.ru: Юрий, похожи ли журналистская деятельность и труд писателя? Навыки журналиста помогают создавать книги или, напротив, мешают?

— Есть такая шутка: журналист, который становится писателем — это кандидат в пенсионеры. На мой взгляд, журналисту стоит становиться писателем, только если он имеет непреодолимую тягу к эпистолярному жанру. Я считаю, что между журналистикой и писательским делом различий очень много. Так, настоящий писатель не может не писать, журналист, пожалуй, может. Автор книги может позволить себе быть недисциплинированным, а публицист — нет. Писатель может быть фриком, а журналист обязан быть адекватным. Писатель может расслабиться, а журналист должен быть Штирлицем или Матой Хари, постоянно помнить о том, что вокруг враги, которые пытаются раньше, чем он, завладеть самым ценным — информацией... В то же время нельзя отрицать, что журналистика дает старт многим писателям. Вот и для меня она стала начальным этапом в писательской деятельности.

Lenizdat.ru: В каких СМИ вы успели поработать? Какой опыт приобрели?

— После окончания МГИМО я работал в Гостелерадио СССР, в Главной редакции радиовещания на США, Великобританию и Северную Ирландию. Позднее был руководителем и соучредителем "Радио 101", главным редактором портала www.101.ru, генеральным продюсером "Авторадио", главным редактором "Радио Энергия". Сегодня я занимаю пост вице-президента по связям с общественностью и международным отношениям "ВКПМ" — радиохолдинга, в который входят московские "Авторадио", "Радио Energy", "Юмор FM", "Радио Алла" и питерские "Авторадио" и "Юмор FM". Будучи столько лет радийщиком, я приобрел огромный опыт общения с людьми, узнал много полезной информации, которая, разумеется, пригодилась при написании книг.

Lenizdat.ru: Как возникла идея написания первой книги? Что это была за книга, и быстро ли вы ее написали?

— Я еще в детстве понял, что хочу стать писателем, и образцом для подражания у меня был Александр Дюма. Впервые я взялся за перо в 11 лет. В течение двух лет писал книгу о пиратах, затем отправил свое творение в журнал "Юность". Ответ, пришедший из редакции, содержал отказ с непонятной формулировкой: в нем говорилось об эклектичности, были и другие слова, сложные для детского восприятия. Тем не менее я не пал духом и вернулся к писательству, уже будучи взрослым. Первая моя серьезная книга — "Две жизни моего поколения" — была издана в 2006 году. Писал я ее восемь лет.

Lenizdat.ru: О чем эта книга? И вообще, в каком жанре вы предпочитаете работать?

— Жанр этой книги сам для себя я окрестил как письмо к сыну. Сейчас родители практически перестали общаться с детьми. И я попытался если не вслух, так на бумаге объяснить сыну, почему мы, его родители, принадлежим к такому странному поколению: противоречивому, пытающемуся найти себя. Я хотел рассказать о том, как мы жили, как под влиянием разных исторических событий менялись наши суждения, отношение к новой власти, к окружающему миру. Я старался максимально объективно отразить хаос в системе восприятия и оценок, характерный для моего поколения. Думаю, если не рассказать об этом нашим детям, наши внуки никогда не смогут нас понять.

Lenizdat.ru: Книгу "Две жизни моего поколения" некоторые критики окрестили "Анти-Духless". Как вам такое сравнение?

— Мне это сравнение не кажется корректным. Почему "анти"? Я ведь не выступал против кого-то или чего-то. Хотя по каким-то параметрам моя книга действительно выступает антиподом романа Сергея Минаева. Его книга — это часть шоу-бизнеса, а свое произведение я пропустил через душу. Помимо этого, на страницах моей книги нет ни одного матерного слова, я даже не допускал мысли об использовании ненормативной лексики, хотя сейчас это очень модно.

Не буду отрицать: я так же, как Минаев и как любой другой автор, верил в то, что моя книга будет успешной. Я надеялся, что, взяв на себя смелость написать книгу от имени целого поколения, я имею право быть замеченным. В то же время я осознавал, что моя книга, наивная и романтическая, не будет выходить многотысячными тиражами и являться лидером продаж. Навязать читателю подобную книгу, конечно, можно, но тогда потеряется главный смысл ее написания — помочь поколениям разобраться в себе. "Немец" — дело другое. Это приключенческий бестселлер.

Lenizdat.ru: Что это за произведение?

— "Немец" написан в жанре "исторический роман-экшн". Мне всегда были интересны динамичные, запутанные сюжеты. В своей книге такой сюжет я вплел в особый историко-мистический фон. Фабула романа вкратце такова. Вызвавшись помочь немецкому туристу найти следы его дяди, пропавшего в России во время Великой Отечественной войны, Антон не предполагал, чем все обернется. Между тем за ними развернулась настоящая охота с участием спецслужб. Друзьям предстоит не просто разгадать тайну, связанную с деятельностью таинственной фашистской организации "Аненэрбе", но и постараться остаться в живых... Кстати, крупнейший российский кинопроизводитель — компания "Централ Партнершип" — приняла решение снять по моей книге фильм.

Lenizdat.ru: Какие навыки являются для писателя самыми важными? Насколько велика роль вдохновения?

— Умение общаться и управляться со словом. Я считаю, что этому нужно учиться на протяжении всей жизни. Если даже Толстой и Булгаков по нескольку раз переписывали свои произведения, то современные авторы и подавно должны себя контролировать, постоянно изучать русский язык и относиться к своим опусам с долей скепсиса. Впрочем, это относится только к тем писателям, которые ставят перед собой задачи творить, изобретать новые жанры, донести свои идеи до современников и потомков. Если же человек позиционирует себя, к примеру, исключительно как автор модной андеграундной литературы, если он продвигает свое имя не в литературе и за этот счет повышает свои гонорары — тогда эти советы, конечно, не для него.

Относительно вдохновения скажу так: если оно есть — это уже предпосылка успеха. Вдохновение рождает яркие пятна в литературном произведении. Вспомните "Мастера и Маргариту": какие-то части в нем — просто от Бога, и они заметно выделяются в романе. Когда к автору приходит муза, ему не приходится править свой текст — только успевай записывать. Именно поэтому вдохновение — это главный источник радости для читателя.

Lenizdat.ru: Легко ли было найти своего издателя? Чем вы его заинтересовали?

— Честно говоря, я нашел своего первого издателя по блату. В свое время замечательный телеведущий Алексей Лысенков посоветовал мне обратиться в издательство "Олма-пресс", которое выпустило мою первую книгу. Сегодня я сотрудничаю с издательством "Эксмо", и уровень профессионализма работающих там людей меня приятно удивляет. Когда издатели прочли первые главы моего романа и нашли его перспективным, они всерьез взялись за продвижение этой книги — и добились успеха.

Lenizdat.ru: Как вы оцениваете рынок современной российской литературы и журналистики? Какие жанры и темы сегодня преобладают?

— В России преобладает развлекательный жанр. Но я бы разделил его на два подвида: качественная развлекательная литература и интертейнмент, как говорят на Западе. Примером автора из первой категории может служить Борис Акунин, грамотный и эрудированный писатель, создающий произведения с интересным сюжетом и хорошей стилистикой. Ко второй категории относятся многие модные авторы, которые в книгах выпячивают собственную персону, создавая бренд имени себя.

Что касается прессы, то не секрет, что в этом сегменте преобладает желтуха. Но я не отношусь к этому плохо. На мой взгляд, пусть люди лучше получают дешевые сенсации, чем не читают вообще ничего. Может быть, именно таким путем они постепенно приобщатся к настоящему, серьезному чтению.

Lenizdat.ru: И все же почему в современной журналистике появилось столько желтухи, а в литературе — гламура?

— Гламур — это зачастую искусственная среда, ее вообще может не существовать в действительности, но СМИ создают такую иллюзию. И в России, и повсюду этот мирок необходим для того, чтобы оправдывать существование рантье. Вспомните сериал "Богатые тоже плачут". Когда он был популярен, огромное количество нищего, но активного населения из числа телезрителей стремилось достичь достатка любыми путями. Сегодня место этого сериала заняли другими мыльными операми и реалити-шоу из жизни богатых и знаменитых. И этим Россия мало чем отличается от других стран. Хотя если сравнивать российских гламурных героев и светских львиц, скажем, с американскими, то у нас они выглядят какими-то деревенскими, несмотря на шикарную атрибутику.

Lenizdat.ru: Насколько сегодня развита литературная критика? Приходилось ли вам сталкиваться с предвзятым отношением со стороны критиков?

— На мой взгляд, литературная критика развивается достаточно стабильно. Правда, она не столько создает массовый спрос, сколько рождает те или иные тенденции. Мне, разумеется, приходилось сталкиваться с разными откликами о моих книгах, в том числе и с предвзятыми, и с непрофессиональными мнениями. Но, по счастью, таких было меньшинство. А вообще, если первая критическая статья стала для меня чуть ли не трагедией, то сейчас замечания вызывают у меня спокойную реакцию.

Lenizdat.ru: Какие проблемы присущи современной журналистике?

— Самая неприятная тенденция пары последних десятилетий — процесс превращения ряда журналистов в журналюг. Отсутствие внутреннего содержания и плохое знание предмета — вот главные беды некоторых наших коллег, которым как раз впору определение "акулы пера". Впрочем, в плане наглости нашим журналистам все равно далеко до западных — там журналисты буквально убивают селебрити своими вопросами, не дают им никакого спуску.

Lenizdat.ru: Как будет развиваться рынок современной литературы? Какие новые направления могут появиться?

— Думаю, что людям, которые имеют основную профессию и наряду с этим пытаются писать, придется нелегко. Количество предложений на литературном рынке постоянно возрастает, появляется все больше новых амбициозных авторов, возникает целая плеяда людей, которые могут что-то сказать. Или которые думают, что им есть что сказать. Конечно, количество зачастую идет в ущерб качеству. Возможно, книжный рынок настолько переполнится чепухой, что просто лопнет. Это не страшно, ведь на его месте непременно зародится рынок другой литературы — надеюсь, более серьезной и качественной.

Справка:

Юрий Алексеевич Костин родился в 1965 году в Москве.

В 1987 окончил факультет международной журналистики МГИМО МИД СССР.

Работал в Главной редакции радиовещания на США и Англию Гостелерадио СССР.

В 1990 был назначен заведующим отделом радиовещания на Великобританию и Северную Ирландию.

С 1992 по 2000 был руководителем и соучредителем "Радио 101" (101.2FM).

С июня 2000 по 2002 являлся главным редактором портала www.101.ru.

В 2002—2004 работал генеральным продюсером "Авторадио", главным редактором "Радио Энергия".

Вице-президент по связям с общественностью и международным отношениям "Вещательной корпорации "Проф-Медиа" (ВКПМ) Юрий Костин отмечен жюри престижной литературной премии "Венец 2007" как автор книги "Две жизни моего поколения". Премия учреждена Союзом писателей Москвы. Ежегодно эта награда присуждается наиболее талантливым современным писателям за весомый вклад в развитие литературы и пропаганду гуманистических ценностей средствами художественного слова.

Зоя Дыдынская