Мнения /
Интервью

28 апреля 2008 15:53

"Мы были бы рады более активному сотрудничеству с питерскими СМИ"

Узнав, что в программе Третьего Санкт-Петербургского международного книжного салона в ЛЕНЭКСПО заявлена презентация журнала "Журналист", обозреватель Lenizdat.ru. поспешил на нее с особыми эмоциями…

Дело в том, что в моей судьбе "Журналист" сыграл большую роль. В советское время этот мощный журнал, орган ЦК КПСС, выходивший тиражом около миллиона (!) экземпляров, проводил конкурс "Проходной балл" для выпускников школ всей страны. Я, юноша с острова Сахалин, став одним из победителей конкурса, получил право приплюсовать к своим оценкам на вступительных экзаменах лишний балл. Как раз он и помог мне с первой попытки поступить в Университет, на факультет журналистики!

Когда в ЛЕНЭКСПО я рассказал эту историю заместителю главного редактора "Журналиста" Любови Петровой, то оказалось, она впервые слышит о конкурсе "Проходной балл". А я, честно говоря, толком не знал, выходит ли в последнее время "Журналист" (блиц-опрос коллег показал, что большинство тоже пребывают в неведении о нынешней судьбе профессионального журнала). Ничего не слышал о таком журнале и мой сын, второкурсник журфака СПбГУ. В общем, порвалась связь времен! Да и с презентацией в ЛЕНЭКСПО как-то не сложилось. В назначенный час никто из собратьев по медийному цеху не подошел к стенду "Журналиста"…

Lenizdat.ru решил обсудить ситуацию с Любовью Петровой, заместителем главного редактора, редактором отдела печатных СМИ этого издания.

- Наш журнал жив-здоров! Недавно провели ребрендинг, работает наш сайт. Готовимся к 95-летию "Журналиста", которое отметим в будущем году. С 1914 года "Журналист" выходит в свет. В какие-то периоды менял название ("Красный журналист", "Большевистская печать"), но в итоге возвращался к первоначальному варианту и ежемесячной периодичности. В Гражданскую и Великую Отечественную войну были вполне объяснимые паузы, выходили сдвоенные номера, однако "Журналист" продолжал оставаться нужным и актуальным профессиональным изданием.

Lenizdat.ru: В Питере нынче ваш журнал не найти… А в Москве где он продается?

- Прежде всего в нашей редакции, на улице Черняховского, 16 (в свое время "Журналист" был прописан на 7-м этаже знаменитого газетного комплекса "Правды" у Савеловского вокзала, но нынче там бизнес-центр, сумасшедшие цены на аренду - пришлось переехать. – Прим. авт.). В МГУ есть киоск, где наш журнал продается, и о нем все знают. В Петербурге логично было бы приобретать наше издание в Союзе журналистов, но там сейчас идет ремонт. Конечно, "Журналист" должен присутствовать и в киоске на факультете журналистики СПбГУ, тем более декан Марина Шишкина не раз выступала на страницах нашего издания. Мы проведем в вашем городе несколько дней ("Журналист" принял участие и в форуме СМИ Северо-Запада. – Прим. авт.), собираемся посетить факультет журналистики, наладить более тесные контакты.

Lenizdat.ru: Студенческая аудитория вам так важна?

- Конечно. На наших страницах активно действует Клуб молодых журналистов. Цель его создания – привлечение молодых журналистов, омоложение нашей аудитории. Хотим, чтобы ребята могли попробовать силы на страницах профессионального журнала. Они активно присылают свои статьи на совершенно разные темы: о том, как поступали в Университет, как работают в редакциях, с какими проблемами сталкиваются.

Lenizdat.ru: Интересно, за такие публикации вы начисляете гонорар молодым журналистам?

- Мы считаем, что для студента, тем более абитуриента, напечататься на страницах профессионального журнала – высшая награда. Мое мнение: лучше гонорара то, что ты попал в ряд с такими маститыми авторами, которые публикуются у нас (в апрельском номере за 2008 год громких имен действительно немало – президент Международной федерации журналистов Джим Бумела, президент Евразийской академии телевидения и радио Олег Попцов, профессор МГУ Михаил Ненашев, телеведущий Павел Шеремет. – Прим. авт.). Но бывает, ребята присылают настолько интересные статьи, что редактор клуба молодых журналистов с удовольствием выпишет за них гонорар.

Lenizdat.ru: На ярмарке в ЛЕНЭКСПО ваш журнал, 100-страничное глянцевое издание, продавался за 80 рублей… А сколько он стоит по подписке и в розницу?

- В редакции журнал стоит 100 рублей. К сожалению, он практически в розницу не распространяется, за исключением факультета журналистики МГУ. Там его цена - 140 рублей.

Lenizdat.ru: Для студента не дороговато ли?

- Наверное, не дешево. Но такова наша реальность, столько сегодня стоит глянец. Кстати, студенческие учебники стоят 300, 400, 500 рублей… А наш журнал - тоже своего рода учебник. Например, у нас есть очень нужная рубрика "Бюро консультаций", раздел по русскому языку ведет Александр Тертычный, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ.

Конечно, основной тираж (в апрельском номере указан тираж 10150 экземпляров. – Прим. авт.) распространяется в регионах по подписке. Нашими подписчиками являются и частные лица, и редакции СМИ (нередко одна редакция выписывает по 2-3 экземпляра – для главного редактора, рекламной службы, журналистов), местные Союзы журналистов.

Lenizdat.ru: Чем сегодня прежде всего интересно журналистам-практикам ваше издание?

- Знаю точно, что тем, кто читает журнал, он помогает. Во-первых, есть материалы по проблемам журналистики. Но это уже не узкоспециализированное издание, каким было раньше, когда оно было нацелено только на журналистов. Тематика расширилась, одним из главных стал блок "Медиарынок", посвященный медиаиндустрии. Это своего рода открытая площадка по обмену опытом издателей, редакторов. Они активно, горячо обсуждают, как сделать газету успешной, как выжить в условиях рынка, как стать финансово независимыми.

В блоке "СМИ и общество" большое внимание уделяем проблемам журналистской этики, взаимоотношения власти и СМИ. Все, что волнует журналистское сообщество, все проблемы медийной отрасли находят отражение на страницах нашего журнала. Мы пытаемся не только писать об этом, но реально влиять на улучшение ситуации.

Lenizdat.ru: А какая у "Журналиста" сегодня политическая ориентация?

- Абсолютно нейтральное издание. Мы за свободу слова. Наш главный редактор Геннадий Петрович Мальцев обратился в Общественную палату РФ с предложением включить "индекс свободы слова" в число показателей глав регионов. Как пишет Геннадий Мальцев в апрельском номере: "Нельзя целоваться с губернаторами, которые сплошь и рядом "душат СМИ". Если предложение о введении "индекса свободы слова" будет принято, это будет большой плюс журналу.

Lenizdat.ru: Многие считают, что ваш журнал – это орган Союза журналистов России, тем более что Геннадий Мальцев в свое время возглавлял Союз журналистов…

- Нет, это ошибочное мнение, будто нашим издателем является Союз журналистов. Наш учредитель - Издательский дом "Экономическая газета". А Геннадий Петрович Мальцев стал  еще и одним из директоров издательского дома "Журналист", который создан на базе нашего издания.

На выставке в ЛЕНЭКСПО мы впервые с удовольствием представили продукцию своего издательского дома. Так, в этом году запустили новый проект – детский журнал "Чудеса и приключения - детям" (в нашем издательском доме уже был журнал "Чудеса и приключения"). Новых детских журналов на рынке много, но они носят развлекательный характер. А наш направлен на то, чтобы приучать детей к серьезному чтению, к серьезной литературе, хотя и у нас есть элементы игры, кроссворды, обучающие сканворды на английском языке. Иллюстрации у нас интересные, живые - не компьютерная графика. В общем, наше издание должно объединить всю семью, стать настоящим журналом для семейного чтения. Интерес у детей к этому журналу немалый, мы считаем, у него большое будущее.

Еще один наш проект – журнал "Чудеса и приключения", который выходит уже более пятнадцати лет, а в последние годы еще и с приложением "Тайны и преступления".

Кроме того, выпускаем художественную литературу. А также газету "Воздушный транспорт".

Lenizdat.ru: "Воздушный транспорт"?

- Да, газета входит в издательский дом "Журналист". Это межотраслевое корпоративное издание.

Lenizdat.ru: Сколько же человек работает нынче в редакции?

- Не так много. Чуть больше десяти. Большими заработками похвастаться не можем, но люди не разбегаются, потому что у нас интересная, разнообразная, творческая работа. К тому же мы все активней занимаемся коммерческими проектами. На базе издательского дома создан Медиа бизнес-центр, который устраивает семинары, деловые поездки. Сотрудничаем со многими газетами и издательскими домами – региональными и московскими, и на базе успешных издательских домов организуем обучение, тренинги, семинары. Конечно, мы были бы рады более активному сотрудничеству с питерскими СМИ, с вашими журналистами, редакторами, издателями.

Михаил Садчиков