Телевидение всерьез озаботилось состоянием здоровья нации. Чуть раньше родное ТВ решило задуматься о духовной жизни россиян и начало показ православного сериала "Батюшка". Теперь настало время заботы о здоровье телесном и идеологическом: в минувший понедельник "Первый канал" показал фильм о вреде курения "Дело "Табак". Во вторник же по каналу "Россия" прошла передача "Голодомор. Невыученные уроки". Вне всякого сомнения, документальное телевещание в нашей стране окончательно стало частью государственной пропаганды.
Рискую показаться идеалистом, но все же предположу - любой документальный фильм призван, прежде всего, всесторонне и объективно исследовать те или иные примечательные явления социальной действительности и исторического прошлого, будь то субкультура футбольных фанатов или революция 1917 года. Естественно, в произведениях такого рода неизбежно присутствует выражение личной точки зрения их создателя – не зря документальные проекты иногда называют "авторскими программами". Однако наличие в фильме необходимой доли публицистичности, авторского "Я" – это одно, а тележурналистика, скатившаяся в банальный агитпроп, – совсем другое.
Ярким примером теледокументалистики, превращенной одним движением руки в инструмент "промывки мозгов", являются фильмы журналиста канала "Россия" Аркадия Мамонтова. Его пресловутый проект "Бархат. RU", гневно разоблачавший "оранжевую" нечисть и стращавший нас заговорами мирового закулисья против России, заставил в свое время плеваться в сторону ТВ даже тех, кто давно смирился с чудесами и красотами, являемыми "стеклянным глазом".
Славные традиции мамонтовской журналистики были продолжены корреспондентами "Первого канала". Скажем, 19 декабря прошлого года – в канун Дня чекиста – здесь был показан документальный фильм "Формула безопасности", взахлеб расхваливавший работу отечественных спецслужб. Главным и едва ли не единственным героем той программы стал директор ФСБ Николай Патрушев, которого зритель "Первого" смог увидеть не только в формальной, но и в неформальной обстановке – в кругу друзей, семьи и т.п. Главный силовик страны уверенно отчитывался об успехах спецслужб в борьбе с мировым терроризмом, рассказывая, например, о том, как были ликвидированы Радуев, Басаев и Хаттаб.
При этом Патрушев проявил воистину геройскую силу духа и смог признать, что при спасении заложников из театрального центра на Дубровке были допущены некоторые ошибки. В то же время глава ФСБ не сомневался: операция "Норд-Ост" была подготовлена самым тщательным образом. Многие аналитики и рядовые зрители, смотревшие этот фильм-портрет, всерьез не могли понять, какой праздник приближается – День чекиста или же день рождения Патрушева.
Кстати, заканчивался фильм "Формула безопасности" на воистину восхитительной ноте: зрителю рассказывалось о памятнике святителю Николаю – покровителю и защитнику всех православных. За кадром же звучали слова о том, что и это, мол, тоже "важный компонент формулы безопасности". Вот так: современная российская медийная реальность соединяет несоединимое – чекистов с холодным умом, горячими сердцами и чистыми руками, и православные символы, которые в контексте официозного ТВ все больше становятся чем-то вроде щита и меча с эмблемы ФСБ.
Впрочем, "оранжевая чума", угрозы со стороны мирового терроризма и козни зарубежных разведслужб (вспоминаем еще один эпохальный фильм Мамонтова – о шпионском камне и зловредности правозащитных организаций) – темы слишком масштабные и пафосные. Еженедельно телепрограммы о таких вещах создавать сложно. Поэтому наше документальное и расследовательское ТВ обращается к менее энергоемким (но в то же время самым что ни на есть злободневным) областям. Вот, к примеру, названия лишь некоторых документальных фильмов "Первого канала": "Похудеть до смерти" (программа о моде на изнурительные диеты и девушек-анорексичек), "Американские слезы русских жен" (об ужасах, которые ожидают наших женщин, выходящих замуж за граждан США), "Русские золушки: замуж за принца" (об опасности мечтаний о глянцевой жизни). Как видим, телевидением прозорливо учитываются все наиболее значимые интересы государства в области социальной политики.
Нужна пропаганда, нацеленная на исправление демографической ситуации в стране? Пожалуйста – "Первый" готовит фильм о том, что американским мужем русской девицы, хотящей выбраться из родного Кукуева и пожить где-нибудь во Флориде, непременно станет самый натуральный маньяк. Мол, не ходите, девки, замуж: нормальные заморские мужики себе молоденьких жен в российской глубинке не ищут. Живите со своим русским Ваней в краю родном, а главное – детей рожайте побольше. Необходимо подумать о здоровье стремительно чахнущего населения? Снимаем документальную передачу о губительных последствиях моды на худосочных девиц. Еще бы: государству всякие доморощенные кейты моосы не требуются. Ему нужны здоровые самки, женщины в теле, желательно – в рубенсовском. Иначе кто будет коров доить и будущих призывников родине рожать?
Теперь же "Первый" вспомнил еще и том, что Россия – одна из самых курящих стран мира. Повод для обращения к "табачной" теме был довольно серьезный. 11 апреля Дума приняла закон "О присоединении РФ к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака". Уже 28 апреля в эфире появилась передача "Дело "Табак" из цикла "Спецрасследование".
Честно говоря, такого зрелища по "первой кнопке" мы не видели давно. Дабы донести до несознательного зрителя мысль о том, что никотин убивает не только лошадь, но и человека, авторы фильма использовали самые жесткие приемы. Вот в кадре бывший раковый больной с удаленной гортанью. Он еле шепчет на камеру: "Я не разговариваю уже семь лет". Вот безногий инвалид: к атеросклерозу сосудов его привело курение. Вот человек с частично удаленным языком – о причинах его заболевания догадаться несложно.
Здесь можно было бы долго рассуждать о границах дозволенного на экране, но в то же время всякий, у кого на глазах хоть раз от рака легких угасал человек, согласится: для сохранения здоровья любые методы антиникотиновой пропаганды хороши. Пожалуй, фильм "Первого" - один из тех редких случаев, когда интересы государства и социума, действительно, совпали. По крайней мере, вряд ли кого устроит тот факт, что средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране не дотягивает и до шестидесяти лет.
С фильмом "Голодомор. Невыученные уроки", показанным по "России" 29 апреля, все гораздо сложнее. Эта передача, наверное, нагляднее всего показала, какой – уж извините за оригинальность – мерзкой вещью является политика. Самостийная и стремительно дуреющая Украина устраивает натуральные пляски на костях, спекулируя на смертях миллионов и пытаясь выдать события 30-х годов прошлого века за геноцид. Наша страна, по большому счету, занимается теми же спекуляциями на масштабной социальной трагедии, произошедшей с населением СССР. Так, цель демонстрации каналом "Россия" фильма о голодоморе заключалась в одном: ткнуть недружественных братьев-славян носом в страшные фотографии и кинокадры с иссохшими трупами русских людей, показать, что мы-де пострадали не меньше вашего и у нас вообще – крестьянки собственных детей ели, в то время, как Сталин вам, хохлам, хлеб посылал. Получается не укладывающееся в голове щеголянье друг перед другом ужасами общего исторического прошлого.
Традиционно живые люди являются расходным материалом в политических играх и социальных экспериментах. Теперь же, в начале XXI века, появилась новая традиция – политического пиара (и соответственно – контр-пиара) на костях. Думается, до сгинувших в гигантском котловане 1930-х людей ни российским, ни украинским идеологам по-настоящему дела нет. Главное - была бы выгодная историческая почва для манипуляций и нанесения взаимных пропагандистских ударов.
Ждем от госканалов новых документальных передач. Надеемся, их темы будут поспокойнее. Можно сделать социально полезную программу о российских спортсменах-олимпийцах, юных героях-тимуровцах, о вреде субкультуры "эмо" и всей буржуйской музыки вообще, о почетности службы в Российской армии... Список тем читатель в состоянии продолжить сам. Письма с предложениями можно высылать прямо в Москву, на улицу Академика Королева или на Шаболовку. Ф