Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин ни в коем случае не считает возможным как-то ограничить развлекательные форматы на телевидении. В то же время, по его мнению, медиаиндустрия должна способствовать укреплению общественной морали, формированию конкурентоспособной патриотичной элиты, упрочению социальной стабильности. Об этом он заявил в интервью вестнику "Россия. Третье тысячелетие" (№ 15, том 3, под редакцией журнала "Родина"), опубликованному на сайте Счетной палаты РФ.
"Уверен, рано или поздно государство вынуждено будет законодательно ограничить оборот продукции порнографического и эротического характера на телевидении и сетевых изданиях, - отметил Сергей Вадимович. - Вторым шагом могло бы стать законодательное введение института общественной экспертизы развлекательных форматов, доминирующих сегодня в сетках вещания федеральных телеканалов. Никакой цензуры, никаких угрюмых булгаковских "главреперткомов". Никакого навязанного нарочитого пуританства. Но все хорошо в меру. Нужно отсечь крайности. Создать для медиаменеджеров простые и понятные правила игры: вот это можно, а вот это нельзя. Телевидение, на мой взгляд, должно действовать в интересах всего общества, продвигая позитивные ценности. Здоровую семью, а не полигамию. Качественное образование, а не апологию социальной ловкости. Трудолюбие, а не гешефтмахерство. Рациональное экономическое поведение, а не идеологию "хочу все и сразу". Классическую культуру, а не, с позволения сказать, гламурно-психоделическую.
Если большая часть населения будет состоять из фанатов проекта "Камеди-клаб", коротающих досуг, сидя перед телевизором со стаканом в руке, довольствующихся эпизодическими заработками либо занятых поисками, где бы, прошу прощения, "бабла по-легкому срубить", - то тогда, я боюсь, об инновационной экономике можно забыть. Навсегда".
По мнению Сергея Степашина, глубокий культурный и образовательный провал между поколениями возник в течение последних 15 лет.
"В начале 90-х государство, по сути, самоустранилось от воспитания граждан. Доверило это медиаиндустрии, которая не чувствовала ни малейшей ответственности перед обществом, - считает Сергей Вадимович. - Высокая классическая культура была мгновенно вытеснена на обочину. Игровое телевидение сделалось новым национальным "властителем дум", фабрикуя массы людей с весьма низкими нравственными и интеллектуальными стандартами. Электронные медиа буквально насаждали культ силы и успеха, основанного не на интеллектуальном или нравственном превосходстве, а на социальной ловкости. Довольно быстро это привело не только к падению нравов, но и к глубокому разрушению трудовых мотиваций и семейных ценностей.
Социологические опросы до сих пор показывают гипетрофированную популярность таких профессий, как предприниматель, финансовый менеджер, сотрудник правоохранительных и фискальных органов. Демонстрируют зашкаливающее стремление молодежи получить все равно какое высшее образование, чтобы когда-нибудь примерить на себя все эти увлекательные жизненные амплуа. В самом низу рейтинга предпочтений - профессии ученого, инженера, рабочего, военнослужащего в армии, учителя и пр.
Опросы в более широком возрастном охвате приводят к выводу о том, что свыше 30% мужчин между 25 и 50 годами в принципе исключают для себя возможность постоянной "работы на хозяина". Еще порядка 10% уже давно вне рынка регулярной занятости".