Медиановости

6 мая 2008 18:46

Рунет с экрана мобильника

"Вебпланета" решила выяснить, действительно ли удобно пользоваться мобильными версиями крупных ресурсов Рунета, в особенности тех, чьи разработчики активно привлекают "карманных" пользователей.

Почта

Мобильный интерфейс Mail.Ru не отличается богатым набором функций – есть возможность проверить почту, написать письмо и зарегистрировать новый ящик. Хватило бы и этого, если бы не следующая "особенность" – при попытке написать письмо или создать новый аккаунт происходит редирект на главную (и отнюдь не мобильную) страницу Mail.Ru.

Портативная почта "Яндекса", напротив, заслуживает всяческих похвал. Помимо возможности прочитать письма и создать новые, есть страница настроек, где можно изменить подпись, выбрать количество сообщений на странице и т.д. В мобильной версии доступно также управление папками. Работает поиск по сообщениям.

При создании письма можно указать нескольких получателей, а также прикрепить до пяти файлов. Об ограничениях по размеру ничего не сказано, экспериментальным путем установлено, что сначала начинает тормозить аппарат, а потом уже должен заканчиваться лимит. По крайней мере, автору этого обзора удалось отправить письмо с 4-мя файлами общим объемом 1,5 Мб, что вряд ли является пределом, но чего для мобильной версии уже предостаточно.

Google Mail, в отличие, например, от Google Maps (о которых ниже), не вызывает восторга. Функциональность в целом не дотягивает до "Яндекса", внешний вид тоже, зато есть функция "Контакты" (и поиск по ним). Настройки скудные – можно лишь скрыть неиспользуемые папки. Страница со справочной информацией not found on this server. Поиск по сообщениям есть, зато при написании письма нельзя прикрепить к нему ни одного файла. Спасти ситуацию может разве что java-приложение Google Mail, но тогда проще воспользоваться POP3-клиентом смартфона или коммуникатора.

В итоге, предпочтение в области мобильной почты стоит отдать "Яндексу". Помимо указанных преимуществ, это единственный сервис, где есть возможность зарегистрироваться или восстановить пароль прямо с мобильного устройства. Google и Mail.Ru отправляют для этого на "настольный" сайт.

Поиск

В ситуации с поиском "Яндекс" заметно уступает Google, с одной лишь оговоркой – более функциональный поиск американской компании требует больших затрат трафика, чем легкий и простой поиск "Яндекса".

Пока Google только начинает внедрять мобильные баннеры в системе AdWords и показывает малозаметные текстовые блоки после результатов поиска, "Яндекс" уже вовсю откручивает объявления "Яндекс.Директа" над результатами мобильного поиска. Смысла в этом мало и для рекламодателей, и для покупателей – объявления ведут в основном на полнофункциональные, а не "карманные" ресурсы. На некоторых объявлениях, впрочем, ситуацию спасает функция "адрес и телефон".

В целом же поиск "Яндекса" прост до невозможности – никаких дополнительных опций, никаких настроек. Радует глаз разве что фильтр поиска сайтов "только для КПК". Работает он не всегда корректно, но в целом помогает. Поиск по блогам все так же прост, но "легким" его назвать нельзя – даже в сохраненных копиях записей содержатся полноразмерные картинки, которые блоггеры вставляли явно не из расчета на КПК и мобильники.

Возможности поиска Google существенно шире. Можно искать под своим аккаунтом, персонализировав мобильную страницу поисковика аналогично тому, как это делается для "настольной". Кроме того, в этом случае появится возможность быстрого поиска по своему почтовому ящику.

Раздел настроек позволяет отключить безопасный поиск (который работает по умолчанию), вывести форму расширенного поиска (только в английской версии), форматировать веб-страницы из поисковой выдачи для просмотра на телефоне и т.д. Последняя функция не всегда нужна, но в каких-то случаях позволяет облегчить сложные по структуре сайты и, главное, уместить их содержимое в QVGA-экран без скроллинга.

Отличается поиск на google.ru и google.com. На международном сайте предлагается поиск по компаниям, который работает и в России. Например, если искать коммуникатор Asus P550 и указать в качестве местоположения город Санкт-Петербург, то Google действительно выдаст нужные адреса и телефоны. На обоих ресурсах существует поиск по картинкам, новостям и мобильным сайтам. Причем, первые несколько картинок выводятся сразу, на первой же странице обычного поиска.

На международной версии предлагается установить поиск Google в виде приложения (не только Java, существуют версии, например, для Windows Mobile), на русской такой возможности пока нет.

Блоги

На мобильной версии Livejournal.ru можно не только почитать "интересные записи" и увидеть различные рейтинги (все это есть и в поиске по блогам "Яндекса"), но и зарегистрироваться в ЖЖ или залогиниться под существующим аккаунтом. Просмотр своего профайла, да и всех остальных страниц, сложно назвать удобным. Сайт создан в духе WAP со сверхкороткими страничками и необходимостью постоянно нажимать "далее".

Просмотр френдленты далек от идеала (можно установить фильтр на "все", "только друзья" и "только сообщества"; шрифт мелковат; оформление скудное), однако стоит отметить, что изображения корректно сжимаются и масштабируются – редкое явление на мобильных сайтах. Комментарии отражаются отдельно от записи, даже если ее читать целиком, при этом каждая ветвь комментариев требует загрузки отдельной страницы. Впрочем, чему тут удивляться, если разворачивание комментариев в "большом" ЖЖ появилось лишь недавно?

Добавление записи через Ljmob.ru не требует много трафика, но и не обладает функциями вроде "текущей музыки", форматирования или ограничения доступа только для друзей. Можно выбрать только куда писать – в свой дневник или в сообщество, а также указать настроение. Для более продвинутых возможностей можно скачать, например, клиент LJ Mobile для КПК и коммуникаторов.

Мобильная версия Liveinternet.ru встречает неправильной кодировкой, но если потыкать на ссылки, то можно добраться до входа в раздел блогов. После авторизации можно, к примеру, добавить запись. Возможностей еще меньше, чем в ЖЖ (просто тема и сообщение без форматирования), зато можно прикрепить одну фотографию. Она автоматически уменьшится до адекватного размера, поэтому такое решение вполне удачно для отправки в дневник оперативной "мобилографии".

Френдленту просматривать не очень удобно – большие посты никак не обрезаются. Комментарии, как и в ЖЖ, отображаются отдельно от записей. Самым же большим недостатком Li.ru является непродуманная система навигации, основанная на понятиях назад-вперед и лишних кликах с главной страницы.

Карты

Веб-версия "Яндекс.Карт" предназначена для устройств со стилусом. Однако, удобной ее назвать никак нельзя, хотя с основной задачей – поиском нужного дома – она справляется на ура. Лучше выглядит stand-alone приложение "Яндекс.Карт". Здесь есть возможность использовать GPS и даже сообщать системе о пробках. Правда, эта функция работает пока что только в Москве. Собственно, сами пробки, которые уже появились на "настольной" карте Санкт-Петербурга, пока еще не добрались до "карманной" версии.

Удивляет "забывчивость" "Яндекс.Карт" – сколько ни устанавливай режим просмотра как "гибридный" (карта + вид со спутника), после перезапуска программы все возвращается на круги своя.

Браузерная версия карт Google выглядит еще страшнее, чем карты "Яндекса", зато поиск здесь возможен не только по адресу, но и по названию организации. Google поймет, например, запрос "Максидом", при указании нужного города.

Stand-alone версия Google Maps может определить текущее местоположение не только с помощью GPS (который, кстати, подключается и находит спутники быстрее, чем в "Яндекс.Картах"), но и с помощью информации сотовой сети, к которой подключен телефон. В этом случае точность падает, но хотя бы район определить можно. Функция только тестируется, поэтому недоступна на коммуникаторах с Windows Mobile.

Предлагает Google и функцию "как проехать", но получить от нее что-то кроме сообщения "маршрут не найден" на картах русских городов так и не получилось. Не предоставляется и информация о пробках. Поиск по названию организации работает так же, как и в браузерной версии.

Обе картографические программы требуют немалых затрат трафика, особенно поначалу (в дальнейшем часто используемые участки карт кэшируются). Автору этого обзора попадалась на глаза страница, откуда можно было скачать готовый кэш "Яндекс.Карт" размером 200 Мб, но теперь найти она убрана с сайта "Яндекса". Возможно, в будущих версиях все-таки появится возможность хранить кэш на карте памяти, вместо необходимости постоянно скачивать данные из Интернета.

Знакомства

Разделы знакомств на Mail.Ru и на "Рамблере" похожи друг на друга как две капли воды. Этого и следовало ожидать, т.к. оба сервиса являются "партнерками" Mamba.Ru. Сайты созданы на WAP, поэтому уступают по функциональности мобильной версии Loveplanet.ru. Впрочем, все самое основное есть – регистрация, авторизация, изменение профайла (в том числе загрузка новых фото), просмотр и написание личных сообщений, простой поиск, просмотр анкет и фотографий. Как это часто бывает с WAP-сайтами, странички очень короткие и кликать приходится часто.

На Loveplanet.ru функций значительно больше (мобильная версия запущена позже, чем у конкурентов – в феврале 2008 года), но зато сайт нельзя назвать "легким". Одна только главная страница потребует 43 Кб. Можно зарегистрироваться или авторизоваться, также есть функция восстановления пароля.

Доступен Top-100, блоги и расширенный поиск. Впрочем, даже простой поиск включает два фильтра, которых нет в мобильной "Мамбе": "анкета с указанием телефона" и "сейчас на сайте". С другой стороны, на "Мамбе" поиск по станции метро предусмотрен всегда, а на Loveplanet этой возможности нет даже в расширенном.

События

"В наш динамичный век не всегда получается планировать развлечения заранее, ведь часто мы не знаем даже, когда закончится встреча с деловым партнером, - говорила вице-президент и директор по маркетингу Mail.Ru Анна Артамонова в феврале, когда появилась мобильная версия проекта Афиша@Mail.Ru. – Мобильный доступ к информации о том, что интересного происходит в родном городе, трудно переоценить".

Сложно переоценить и саму Афишу@Mail.Ru, по крайней мере версию для портативных устройств. Сайт предельно прост, у него достаточно удобная структура, но зато присутствует проблема с длиной рецензий – они выводятся не целиком, а несколькими частями, на отдельных страницах. Сколько же терпения нужно, чтобы дочитать до конца!

С другой стороны, конкуренты тоже не блещут. Мобильная версия сайта TimeOut до сих пор освещает события только в Москве, хотя еще в сентябре прошлого года говорилось о том, что со временем появятся и другие города. Для сравнения - Афиша@Mail.Ru работает в 52 городах, "Яндекс.Афиша" – в 18-ти.

Функция Сlik2call, которая предоставляет возможность набрать номер, просто кликнув по нему на странице, действительно работает (о ней сообщалось в пресс-релизе TimeOut). Вот только простота оказывается мнимой – сначала браузер предупреждает о выполнении небезопасного элемента, затем приложение-телефон просит уточнить код города. Проще поступить проверенным методом – просто скопировать номер на сайте и вставить его в поле для набора номера.

Достоинством мобильной версии TimeOut является лаконичность описаний фильмов. То есть, это не так уж и хорошо, но все же лучше куцые описания, чем необходимость постоянно кликать "далее".

Самым простым из всех "расписаний" является сайт "Афиши". Всего три типа развлечений – кино, клубы и рестораны. Ни концертов, ни спорта, ни всего остального, что есть на других сайтах. Комментарии здесь зачем-то названы рецензиями, при том что последние там действительно есть – рецензией является самый первый по времени комментарий (который отражается в списке последним). Все это совершенно сбивает с толку.

Последняя надежда в поисках удобного мобильного гида по развлечениям, - "Яндекс.Афиша", с виду показалась удобнее всех остальных сайтов. Являясь скорее сайтом для КПК, а не для WAP-браузеров, она вмещает намного больше информации на одну страницу. Приятно радует интеграция с мобильными "Яндекс.Картами" – при клике на какое-либо заведение появляется часть карты с указанием точного расположения.

Впрочем, и здесь не обошлось без недостатков. Сервис не в состоянии автоматически сопоставить город на афише и на картах, приходится совершать еще один дополнительный клик – выбирать нужную карту. Смена города на самой афише тоже работает крайне нестабильно. Поменяв местоположение единожды, вы будете до момента очистки кэша браузера видеть совсем не те мероприятия, которые нужны – "Яндекс" будет подставлять город по каким-то внутренним убеждениям, не связанным ни с IP-адресом, ни с тем, что выбирает сам пользователь. Это обстоятельство делает сервис, увы, малопригодным.

Выводы

Глядя на мобильные сайты Рунета, становится понятным, почему сотовые операторы еще не озолотились на продаже трафика, почему реклама на мобильных сайтах не пользуется популярностью. Стал объясним даже тот факт, почему люди, отдавшие чуть ли не тысячу долларов за современный коммуникатор, держат в закладках лишь какую-нибудь pda.lenta.ru (а вовсе не сайты из нашего обзора), в остальное время предпочитая возможностям EDGE/3G проверенные временем книжки и музыку.

Помимо недостатков самих устройств (далеко не совершенные браузеры и интерфейсы, резкий рост энергопотребления при использовании Wi-Fi), и маркетингового одурманивания (в каждом вагоне метро висит реклама дорогостоящего WAP, в то время как почти любой современный аппарат способен работать через "просто" GPRS, а на многие телефоны можно поставить еще и Opera Mini с компрессией трафика) стоит отметить и другие факторы.

Во-первых, сайты не поспевают за развитием программных и аппаратных технологий. WAP-сайты, которые задумывались во время монохромных дисплеев с низким разрешением, во время дорогого трафика и отсутствия GPRS, выглядят крайне убого на экранах современных смартфонов и коммуникаторов. Человек, заходящий на мобильные сайты с таких устройств, ждет не двухкилобайтных страничек и вечной кнопки "далее", а полноценного и информативного сайта, хоть и компактного. Больше всего, как кажется, за этой тенденцией получается угнаться "Яндексу", отчасти еще и Google. Все остальные пишут пресс-релизы о WAP, место которому в прошлом веке.

Во-вторых, создается ощущение, что мобильные версии сайтов являются "бедными родственниками" по отношению к своим "большим" собратьям. Судя по количеству глюков и недоработок, делают их по остаточному принципу, не придавая особого значения. Ярким примером может послужить мобильная версия Dp.ru, застывшая 21 марта. С тех пор основная версия претерпела легкий редизайн, а мобильная предана забвению.

Причины попадания мобильных сайтов во второй сорт очевидны – слишком низкая посещаемость и неразвитость рекламных технологий. Тем не менее, это действительно странно, что возможности дорогих устройств, миллионами продаваемых в России, почти не используются. И если вендоры хоть как-то пытаются спасти ситуацию (Nokia, вот, включила в Рунете свою рекламную платформу), то операторы по-прежнему развивают устаревшие WAP-сайты или, наоборот, забегают слишком далеко – предлагая различные видеосервисы. Нормальных сайтов, которые просто хочется добавить в закладки и просматривать по мере необходимости, пока что слишком мало.

Александр Рыбаков