Медиановости

7 мая 2008 11:23

В России законодательно ограничили иностранные инвестиции в ключевые секторы экономики, включая СМИ

В качестве одного из своих последних шагов на посту президента России Владимир Путин подписал давно ожидавшийся закон, который ограничивает иностранные инвестиции в 42 "стратегических" секторах экономики, в том числе энергетике, связи, горнодобывающей и аэрокосмической промышленности, а также в СМИ. Этот документ был принят Госдумой 2 апреля, одобрен Советом Федерации 16 апреля и 29 апреля подписан президентом России.

В среду текст закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" опубликован в "Российской газете", и таким образом уточненный порядок доступа иноинвесторов к стратегическим отраслям вступил в силу.

Стратегическими в законе признаются 42 вида деятельности в атомной, космической и авиационной отраслях, в сферах производства и оборота вооружения, военной и специальной техники, в области геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения. Стратегический статус получило также телевизионное и радиовещание на территории, где проживает население, составляющее половину или более половины численности субъекта Федерации, а также выпуск периодического печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не менее 1 миллиона экземпляров.

Из списка стратегических отраслей ко второму чтению законопроекта были исключены услуги общедоступной электро- и почтовой связи, а также услуги Интернет-провайдеров.

Уточнены требования к сделкам, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями. Отныне если они намерены приобрести блокирующий пакет акций (более 25%) стратегического предприятия, это будет возможно только на основании решения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России, возглавляемой председателем правительства РФ. Сроки принятия окончательного решения по каждой сделке установлены в пределах шести месяцев.

Подлежат согласованию с исполнительной властью сделки, в результате совершения которых иностранные инвесторы приобретают право распоряжаться более чем 50% общего количества голосующих акций стратегических предприятий. Обязательному согласованию подлежат и сделки по приобретению 5 процентов голосующих акций компаний в области разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения. В течение шести месяцев со дня вступления закона в силу иностранный инвестор или группа лиц обязаны представить в уполномоченный орган информацию о владении ими пятью и более процентами акций или долей хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и приобретенных до вступления закона в силу.

Новые нормы не распространяются на уже заключенные сделки, как и на отношения, урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными международными договорами, участником которых является Россия.

Российские официальные лица утверждают, что правила иностранного инвестирования, устанавливаемые законом, либеральнее, чем во многих других странах. Но некоторые иностранные инвесторы называют список секторов, где действуют ограничения, слишком длинным – звучит мнение, что он охватывает более половины экономики – а формулировки оставляют слишком большой простор для их интерпретации, пишет The Financial Times (полный текст - на сайте InoPressa.ru).

Аналитики, со своей стороны, предостерегают, что в законе оставлена "распахнутая дверь" для включения в него других секторов в будущем, отмечает издание.

Крис Уифер, глава отдела стратегического планирования московской брокерской компании "Уралсиб", сказал, что принятие этого закона – позитивная перемена, поскольку его отсутствие сдерживало инвестиции в Россию, особенно в отрасли помимо нефтегазовой.

Однако, предостерег Уифер, постепенное расширение списка стратегических отраслей – с первоначальных 16 до 42 – наводит на предположение, что многие отрасли "пробились в список путем лоббирования". "Теперь эти отрасли пользуются активной защитой государства, и у них будет меньше необходимости стремиться к конкурентоспособности и модернизации", – сказал он.  NC