Медиановости

7 мая 2008 16:48

Тень Путина и нерешенные проблемы в нагрузку к власти

В среду 7 мая в Кремле состоится торжественная инаугурация нового президента России Дмитрия Медведева. Сама церемония призвана показать, что в стране установится двоевластие, пишут зарубежные СМИ, однако ни у кого не вызывает сомнения, что преемник окажется в тени нового премьер-министра – Владимира Путина. Тем не менее, именно президенту Медведеву достанется в наследство целый ряд нерешенных проблем: коррупция, инфляция, демографический спад, напряженные отношения с Западом. Часть наблюдателей надеется, что "либеральный реформатор" со временем укрепит свои позиции и сумеет сказать новое слово в российской политике. Другие полагают, что изменить ситуацию коренным образом Медведеву окажется не под силу.

Сегодня в Кремле нового лидера будут приветствовать представители преданной политической элиты, благодаря которым и стала возможна гладкая передача власти, рассказывает The Times. Они, как и российские избиратели, заранее знают, чего ожидать от дуэта Путин-Медведев: премьер-министр Путин продолжит контролировать экономику, в то время как Медведев станет новым лицом России на международной арене. Более приветливым лицом, надеются в Европе.

Путин покидает Кремль с чувством гордости за созданную им стабильность, но в условиях охлаждения отношений со странами НАТО, напоминает The Times. Противоречия по иранской ядерной проблеме, по вопросам независимости Косово, расширения Североатлантического альянса и системы ПРО в Европе – все это омрачает отношения Москвы с Западом, а потому ожидать внезапного таяния льдов не стоит.

Всей своей властью Медведев обязан Путину, а следовательно, он постарается не слишком далеко и не слишком быстро отклониться от путинской стратегии, уверено издание. И все же новый президент обладает реальной властью, и у него будет возможность провозгласить свою политическую философию. Западным лидерам следует выслушивать Медведева с уважением, а не со снисходительностью, говорится в редакционном материале. Ведь у Медведева огромный простор для достижений, если у него хватит духу взяться за дело.

А вот по мнению другой влиятельной британской газеты, The Guardian, в Кремле "все течет, но ничего не меняется". Сегодняшняя церемония призвана показать, что у России два лидера, но это крайне далеко от истины. Путин заранее обеспечил себе "неувольняемость", согласившись стать председателем партии "Единая Россия". Если вдруг Медведев попытается бросить вызов своему предшественнику, парламентское большинство встанет на сторону Путина. Таким образом, внутренняя политика России будет находиться под контролем нового премьера, а внешняя также покатится по старым рельсам, уверяет издание. Пространства для маневра у Медведева будет не так уж много.

С точки зрения The Financial Times, наступил благоприятный момент для того, чтобы установить более дружественные контакты с Россией. Безусловно, пока настоящим правителем России останется Путин, да и его фавориты никуда не денутся. Однако если Медведев правильно разыграет свои карты, он сможет постепенно набрать влияние и сместить акценты во внешней политике.

Сегодня оба российских руководителя хотят ослабить напряженность в отношениях с Западом, считает FT, и необходимо по максимуму использовать эту возможность. Сотрудничество с Россией важно и в энергетической сфере, и в сфере борьбы с международным терроризмом, и в плане ближневосточного урегулирования, подчеркивает газета. В то же время лидерам западных стран не следует быть наивными: Европа и США должны сохранять твердость, пока Медведев не продемонстрирует, что уважает международное право.

Несмотря на пышную церемонию, которая ждет нового президента, нельзя забывать, что в нагрузку к власти ему достается целый ряд нерешенных проблем, предупреждает The New York Times. Новому лидеру необходимо будет бороться с растущей инфляцией, чрезмерно раздутым чиновничьим аппаратом, вездесущей коррупцией, слабостью судебной системы и демографическими проблемами. Кроме того, экономика страны крайне зависима от нефти, а правящие круги погрязли в междоусобных конфликтах, пишет обозреватель Кристофер Чиверс.

Непонятно также, насколько прочной окажется опора власти Дмитрия Медведева. Его положение было ослаблено еще до инаугурации, когда зазвучали разговоры, что Путин намерен сохранить власть в своих руках, пересев в премьерское кресло. В результате, даже если преемник стремится к реформам, пока неясно, будет ли он способен провести их в жизни, отмечают аналитики.

Так станет ли Дмитрий Медведев "послушным вассалом или либеральным реформатором"? Над этим вопросом гадает и австрийская Die Presse. Пускай за последние месяцы Путин успел попрощаться с различными ведомствами, пишет газета, слез никто по-настоящему не проливал. Очевидно, что Путин никуда не исчезнет из политики.

Лишь после того, как разделение власти между премьером и президентом будет урегулировано, можно будет говорить, придет ли на смену многолетнему "приоритету национальной безопасности" "приоритет реформ и привлекательного инвестиционного климата", пишет газета. В любом случае, риторика тандема Путин-Медведев пока что свидетельствует о стремлении "от стабилизации к модернизации", приводит Die Presse слова одного из экспертов-политологов.

А вот французская La Croix, напротив, считает, что россияне, избрав Медведева, выразили стремление к преемственности власти. Никому нет дела до того, что Россия за последние годы отдалилась от демократических стандартов, что исчезла свободная судебная система, что испортились отношения с внешним миром. И хотя пока слишком рано судить, изменится ли что-то при Медведеве, надежды на либерализацию уже сжимаются от тени, которую отбрасывает Путин. Не успев выйти через дверь, бывший президент уже заходит через окно, указывает газета. IP