Медиановости

8 мая 2008 12:40

Российский радиоэфир постоянно улучшается

"Кто виноват в засилии на радио низкокачественной музыки: плохой вкус публики или руководители радиостанций?" - круглый стол на данную тему прошел 7 мая, в День радио, в магазине "Буквоед на Восстания". В мероприятии приняли участие генеральный директор компании "Бомба-Питер" Олег Грабко, программный директор радио "Рокс" Илья Павличенков, юрист Российского авторского общества (РАО) Катерина Полякова и студент СПГУКиИ Евгений Михальский.

Круглый стол – мероприятие для "Буквоеда" новое, поэтому он прошел в экспериментально-усеченной форме: участники мероприятия по очереди высказались на темы, предложенные сотрудницей книжного клуба, а вот вопросы из зала предусмотрены не были.

Первая тема, предложенная для обсуждения, касалась того, что на современных радиостанциях понятие "цензура" сменил термин "формат". Кто же выбирает формат каждой радиостанции: слушатели или руководство эфира? И почему нынешняя музыка стала низкокачественной?

По мнению Ильи Павличенкова, современная музыка отнюдь не стала хуже:

- Прогресс идет семимильными шагами, и музыка меняется вместе с нами. Сегодня мы вышли на светлый и прямой путь - пусть кому-то мои слова напомнят лозунги из советского прошлого, но я действительно в этом уверен. Изменения в радиоэфире происходят только в лучшую сторону. На FM-диапазоне появляются радиостанции, у которых ротация не такая жесткая, как раньше. Одной песней нас уже не будут долбать несколько месяцев подряд.

Олег Грабко уверен – музыка, как и продукты, бывает качественной и не очень:

- Чтобы выпускать в эфир качественную музыку, программные директоры радиостанций должны иметь фундаментальную культурную основу. Разумеется, радиостанциям приходится ставить в эфир и музыкальный материал, который приносят различные продюсеры. И я ничего не имею против проплаченных песен, но, возможно, не мешало бы предупреждать радиослушателей о том, что та или иная композиция звучит на коммерческой основе.

Евгений Михальский заявил о том, что ни одна из существующих в России радиостанций не удовлетворяет его музыкальный вкус даже наполовину. "Тем не менее, я не делаю из этого проблему. Если тебя не устраивает радиоэфир, можно просто его не слушать. И все же качество современной музыки растет – это однозначная тенденция", - высказал мнение будущий радийщик.

Катерина Полякова заявила о том, что музыка того или иного формата – это дело вкуса. По ее словам, радиостанции лишь фиксируют коммерческую успешность конкретного произведения или исполнителя.

Сотрудница "Буквоеда" предложила участникам круглого стола разрешить следующую дилемму: если бы им предложили поставить в ротацию либо композицию посредственного, но имеющего раскрученного продюсера певца, либо произведение талантливого, но никому не известного исполнителя – что бы они выбрали?

- Это зависит от количества денег у продюсера, - пошутил Олег Грабко.

Илья Павличенков сообщил о том, что на его радиостанции дебютанты выступают достаточно регулярно:

- Новая музыка обязательно должна появляться в эфире. Если композиция действительно качественная, если исполнитель вложил в нее все свои силы и душу, я буду всячески способствовать тому, чтобы она зазвучала в эфире. Репертуар радио "Рокс" в основном англоязычный, но у нас есть и сегмент русской музыки, в котором могут появиться самые разные музыканты.

Еще одна тема круглого стола звучала так: почему среди отечественных музыкантов и исполнителей сегодня нет громких имен, нет звезд, которые бы собирали огромные залы или стадионы?

- Ну и хорошо, что сегодня все скопом не идут на какого-то одного исполнителя, что есть разнообразие. А стадион, на мой взгляд, это не то место, где следует слушать музыку. Камерные залы, клубы – вот где можно по-настоящему насладиться хорошей музыкой, - считает Олег Грабко.

- Я тоже считаю, что музыка средних площадок – это самый приемлемый формат, когда одни могут заработать, а другие – отдохнуть, - поддержал его Евгений Михальский.

Следующим вопросом для обсуждения стала проблема конкуренции российских исполнителей с западными. "Наши музыканты не популярны на Западе - это факт. Исключения в виде группы "Тату", певца Витаса и ряда фольклорных коллективов только подтверждают это правило", - заявила сотрудница "Буквоеда" и предложила участникам круглого стола высказать мнение по данному поводу.

- Действительно, рок или джаз в России не слишком популярны и не очень развиты. У этой музыки весьма старые корни, и чтобы достичь западного уровня, нашим соотечественникам потребуется немало времени. Но российская поп-музыка вполне способна конкурировать с западной, более того – в ближайшем будущем она может ее перегнать, - уверен Илья Павличенков.

С ним согласился Олег Грабко, который отметил, что наши поп-исполнители во многом не уступают западным. "Но российские рок-музыканты никогда не будут играть лучше британских, исполнители кантри – лучше американцев. С этим, видимо, придется смириться, как, например, с тем, что в России вряд ли научатся выпускать хорошие автомобили. Многим нашим музыкантам не хватает самобытности. Надо найти что-то свое, национальное. Смог же "Терем-квартет" победить мир своими балалайками! Этот коллектив долгое время был популярен именно на Западе. И только сейчас российские слушатели открыли для такой музыки свои души и уши", - сказал он.

Участники круглого стола затронули и такую тему, как локальные радиостанции и возможности их развития. Олег Грабко сообщил, что сегодня в Петербурге насчитывается 28 радиостанций, в интернете их вообще сотни. Но маленьких радиостанций, например, студенческих, почему-то практически нет. Его поддержал и Евгений Михальский, который сказал, что ничего не слышал о наличии в Петербурге студенческого радио. "Возможно, проблемы здесь кроются в финансах и нежелании самих студентов тратить на это силы", - предположил он. Юрист Катерина Полякова добавила, что проблема заключается еще и в том, что данная сфера российского законодательства не очень развита, и механизм получения лицензий районными радиостанциями не совсем понятен.

Последние вопросы, которые обсуждались за круглым столом, касались судейства на различных музыкальных конкурсах и возможностей продвижения для музыкантов, чье творчество не подпадает ни под один формат.

- Мне приходится судить немало конкурсов, и я знаю эту кухню. Конкурсы не определяют никаких тенденций в музыке. То же "Евровидение" - это карманная тусовка, смотр европейской самодеятельности. Конкурсы нужны только для того, чтобы музыканты посмотрели друг на друга, пообщались, обсудили какие-то проблемы, - сказал Олег Грабко. По поводу неформатных музыкантов он высказался так: если формат "убивает" исполнителя, значит, это не личность.

Тему дополнил Илья Павличенков:

- Если музыкант не может попасть ни в один формат, есть масса других вариантов популяризации своего творчества. Например, исполнитель Петр Налич, которого никогда не крутили ни по радио, ни в телеэфире, прославился исключительно за счет интернета. Каким бы он ни был музыкантом, он использовал новый ресурс, и добился успеха.

Общее резюме участников круглого стола было примерно следующим: говорить о засилии низкокачественной музыки в FM-диапазоне сегодня не приходится, напротив, радиоэфир постоянно улучшается.