Известное изречение гласит, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Добавим от себя – напротив, опыт окружающих нужно как минимум изучать. В издательской отрасли одна из важнейших площадок для обмена опытом – выставка-конференция "Издательский бизнес/Publishing Expo". О ней рассказывает Юлия Казакова, исполнительный директор ГИПП.
– На ваш взгляд, каковы цели и особенности участия компании в отраслевых выставках?
– Хорошо, что вы задали этот вопрос. Он действительно важен сегодня для нашей отрасли, которая активно развивается, и соответственно увеличивается спрос на серьезные отраслевые мероприятия. Эту тенденцию мы отметили четыре года назад, когда запустили выставку-конференцию "Издательский бизнес".
Для любой компании участие в отраслевых выставках подразумевает несколько основных моментов. Прежде всего, презентация партнерам и коллегам собственной компании – достижений, новых проектов и задач, иногда – имиджевое присутствие и закрепление ведущих позиций. Далее – поиск партнеров, потенциальных инвесторов и клиентов (для поставщиков продуктов и услуг). Следующий важный момент – коммуникации, общение с участниками индустрии, с экспертами и партнерами, в том числе отраслевые дискуссии. И, конечно, понимание тенденций развития отрасли, знакомство с передовым опытом, лучшими идеями, новыми технологиями и современными решениями.
Кстати, ГИПП специально подготовила цикл материалов по теме участия в отраслевых выставках, в них подробно описаны все моменты – от принятия решения, форматов участия, грамотной работы на мероприятии до подведения итогов и оценки эффективности.
– Сейчас проводится множество всевозможных мероприятий – каковы критерии действительно качественных и полезных? Какие проводимые сегодня конференции/выставки/семинары вы могли бы отметить?
– Сложный вопрос. Практика показывает, что единственный критерий – хорошая оценка со стороны участников и удовлетворение их ожиданий. А это складывается из нескольких вещей – грамотное позиционирование и выбор целевой аудитории (одно и то же мероприятие разными аудиториями может быть по-разному, даже полярно оценено), соответствие ожиданиям участников, правильная структура программы, качество презентаций, харизма и опыт докладчиков, хорошая и четкая организация и т. д.
Я могу много говорить на эту тему, за десять лет у меня накоплен опыт проведения мероприятий для разного круга участников, от десяти человек до 2,5 тыс. в 2006 году, когда мы проводили Всемирный газетный конгресс WAN в Москве. Есть масса нюансов. Вот от того, насколько правильно организаторы расставили приоритеты и все ли учли моменты, и зависит успех.
Хороший пример качественных и полезных мероприятий – те, что проводят "Ведомости".
Мне кажется, главное – определение задачи, целей и подведение итогов мероприятия. Будь это дискуссионный круглый стол, тематический семинар, отраслевая конференция или индустриальная выставка.
Любому мероприятию ГИПП предшествует серьезная подготовка с точки зрения разработки программы, продвижения, логистики. Изначальная нацеленность на успех – наше правило. Поэтому мероприятия ГИПП всегда выгодно отличаются и традиционно получают высокую оценку участников. Мы дорожим репутацией.
– Чем выставка "Издательский бизнес" отличается от всех остальных? Насколько, на ваш взгляд, сегодня она популярна на рынке?
– Я много уже говорила в различных комментариях на эту тему, не буду повторять про b2b-формат, высокий профессиональный уровень контактов и деловой программы, поддержку международного отраслевого сообщества.
Знаете, мне кажется, главное, что это мероприятие нацелено на лидеров. Не только на тех, кто сегодня занимает первые места в списке ведущих компаний индустрии, но и на тех, кто хочет развиваться, стать лидером в своем регионе, в своей нише. А таких компаний и людей в нашей индустрии с каждым годом все больше, больше интересных идей и смелых решений, соответственно, растет интерес к отраслевым мероприятиям, как мы говорили вначале. И я горжусь тем, что практически все они – участники и посетители нашей выставки. Это ответ на вторую часть вашего вопроса.
– Расскажите о вашей ценовой политике.
– Ценовая политика очень проста – вход на выставку бесплатный. И так будет всегда. Единственное условие – для этого надо зарегистрироваться.
Более того, большая часть мероприятий, которые пройдут за три дня на трех площадках в рамках деловой программы выставки, тоже бесплатны. Только приходите и слушайте!
Другой вопрос, чего нам это стоит! ЦМТ – одна из самых дорогих и качественных площадок Москвы.
Выставка прибыльна с первого года ее проведения. Но наша задача – не получить прибыль, а компенсировать расходы. Поэтому мы привлекаем партнеров и спонсоров, которые гасят часть расходов и дают возможность большому числу людей посетить ее бесплатно. Прибыль идет на развитие и деятельность ГИПП.
Некоторые профессиональные мероприятия будут платными, как и в прошлые годы. Это обусловлено тем, что мы привлекаем мировых экспертов, переводим презентации и тематические материалы, делаем синхронный перевод. Кстати, в пакеты экспонентов включена регистрация на платные мероприятия деловой программы.
– На выставке "Издательский бизнес" всегда активно рассказывается об опыте иностранных коллег. Насколько важно, на ваш взгляд, перенимать иностранный опыт российскому рынку?
– Вопрос так не стоит. Перенимать или не перенимать – решают сами участники. Важно понимать глобальные тенденции, знать результаты мировых исследований и знакомиться с лучшим мировым опытом. Кстати, на выставке много рассказывается и о медиарынке России и о лучшем российском опыте. Без таких знаний невозможно успешно развивать и планировать бизнес, а наша выставка называется "Издательский бизнес".
Если говорить об иностранном опыте, я считаю его двигателем российского рынка. Большего успеха на нашем рынке добиваются именно те издатели, которые воплотили инновационные идеи, почерпнутые на международных мероприятиях или в переводной литературе. Ничего в этом странного нет, ведь российский рынок очень молодой, а многие приемы давно придуманы и реализованы на развитых зарубежных рынках. Но у нас есть преимущество – мы можем быстрее внедрять все новое и быстрее идти вперед. Смотрите, как быстро у нас вошли в практику новые форматы и цвет в газетах, CTP в полиграфии, как активно развивается Интернет, блогосфера, как меняются ньюсрумы и внедряются новые технологии. Думаю, российский медиарынок не просто перенимает иностранный опыт, он за короткий срок во многом догнал мировые рынки, взяв все лучшее и передовое и адаптировав это под нашу реальность. Конечно, проблем очень много. Но невозможно выстроить цивилизованный рынок за 15-20 лет! Иностранный опыт помогает сделать это быстрее.
– Что нового появится на выставке в этом году? Формат (выставка + деловая программа) остается без изменений? По каким принципам отбираются темы для деловой программы?
– Конечно, формат "профессиональная выставка-конференция" сохранится, он был выбран изначально и абсолютно соответствует сути и задачам мероприятия, о которых я говорила выше.
Из нового – в этом году мы специально разработали новую регистрационную систему, систему назначения встреч. Ее задача – помочь еще до начала мероприятия наладить коммуникации между участниками. Зарегистрировавшись в системе, можно заранее ознакомиться со списком зарегистрированных участников (специальные гости, докладчики, экспоненты, участники деловых мероприятий, посетители), переписываться с ними и назначать встречи, в режиме онлайн планировать свое личное расписание, а также регистрироваться на мероприятия деловой программы. Таких возможностей в России, во всяком случае, на наших отраслевых выставках, еще не было.
В деловой программе в этом году мы делаем акцент на развитии издательского бизнеса в регионах, этой теме будет посвящен один из дней, мы ждем больше региональных участников.
Программа формируется, исходя из нескольких критериев. Прежде всего, мы включаем наиболее актуальные вопросы для издательского рынка нашей страны. Конечно, будем говорить о тенденциях в рекламе, распространении, полиграфии, обсуждать успешные интернет-проекты, вопросы кадровой политики и привлечения молодой аудитории.
Но задача ГИПП – еще и развивать отрасль, поэтому будут новые темы, которые мы "навязываем" аудитории. Например, три года назад мы заговорили о медиаконвергенции, тогда многие восприняли это как фантастику, а сегодня будем обсуждать уже российскую практику по этой теме.
В этом году впервые будет мероприятие по финансово-экономическому планированию в издательском бизнесе, также планируем поговорить об опыте социальных сетей и производства и распространения контента – главной ценности издательского бизнеса. Будет круглый стол по совершенствованию методик измерения читательских аудиторий.
Впервые ведущими мировыми медиаассоциациями будет представлен прогноз развития индустрии не только на ближайшее время, но и до 2020 года. В связи с этим много будем говорить о современных технологиях и ИТ-решениях для издательского бизнеса.
Также в рамках деловой программы мы организуем мероприятия для всех категорий специалистов – для издателей и директоров по развитию, специалистов по рекламе и медиаизмерениям, редакторов и маркетологов, для распространителей и менеджеров по распространению, для полиграфистов и принт-менеджеров, менеджеров интернет-проектов, ИТ-, HR-, PR-специалистов.
– Какую конкретную пользу может извлечь участник по результатам выставки?
– Получить массу знаний, опыта и контактов для эффективной работы и развития партнерских отношений, чтобы стать лидером в своей области издательского бизнеса.