Татьяна Москвина – плодовитый писатель, театровед и кинокритик, автор многочисленных публикаций в прессе и научных сборниках – провела 11 мая встречу с читателями в магазине "Буквоед на Восстания".
В течение встречи Татьяна Владимировна рассуждала на самые различные "петербургские темы". Отдельной темой ее эмоционального монолога неожиданно стала проблема грязи на городских улицах:
– Петербург не просто грязный, а чудовищно грязный город. Надеюсь, когда-нибудь в нем, наконец, появятся дворники, которые уберут кучи мусора. Городское правительство внушает нам мысль, что Петербург – это европейская столица, но в Петербурге никак "не европно".
Лиц, которые мусорят на улицах, Татьяна Москвина попросту отнесла к "категории быдла":
– На зоне эти люди не посмели бы мусорить. А свобода отличается от зоны возможностью гадить. Но мы не можем выгнать из города все быдло и населить его статистами, которые изображали бы добропорядочных и культурных петербуржцев. Поскольку нравственная революция, которая враз перевернула бы представления людей о культуре, вряд ли возможна, единственным путем остается нравственная эволюция, о которой писал Булгаков.
Когда Москвину спросили о том, как она относится к строительству "Охта-центра", писательница высказалась очень категорично:
– Всех лиц, которые поддерживают строительство "Охта-центра", стоит проверить на предмет коррупции. "Охта-центр" – это огромная афера, распил целой кучи денег. Наш город никаким корпорациям ничего не должен, и строительство небоскребов не имеет ничего общего с развитием Петербурга.
Одна из почитательниц творчества Москвиной спросила, какие книги, "способные изменить мир в лучшую сторону", Татьяна Владимировна уже написала или собирается написать. Москвина ответила, что за последнее время она создала два таких произведения. Первое – "Энциклопедия русской жизни", состоящая из статей, напечатанных в газете "Pulse Санкт-Петербург", – представляет собой своеобразную летопись новейшей истории России. Во второй книге под названием "Ничего себе Россия!" собраны статьи, рецензии и эссе, написанные Москвиной в период 2006 – 2007 годов и публиковавшиеся в газете "Аргументы недели" и журналах "Искусство кино", "Русская жизнь", "Петербургский театральный журнал" и "Собака.ru".
Получив развернутый ответ, поклонница творчества Москвиной продолжала, однако, настаивать на том, что писатели должны быть на голову выше простого народа и непременно сделать что-нибудь такое, что выйдет "из ряда вон" и всколыхнет общественность. На это Татьяна Владимировна ответила так:
– Для того, чтобы немедленно указать правильный путь, вероятно, нужно устроить акт самосожжения. А я люблю жить, я питаюсь радостью и живу с аппетитом. Но если от меня непременно нужен какой-то экстраординарный поступок – пожалуйста, я готова! Я обещаю: если мне дадут миллион долларов, я эти деньги брошу в печку, как Настасья Филипповна у Достоевского. Я сделаю это из ненависти к тому, что души продаются черту – причем дешево и в большом количестве!
Татьяне Москвиной задали также вопрос о том, почему она не участвует в различных телевизионных программах, как другие писатели, скажем, Проханов и Веллер. Писательницу возмутило само предположение о ее возможном участии в таких мероприятиях, а также то, что некоторых людей незаслуженно считают писателями:
– Проханова, Виктора Ерофеева, Веллера я не считаю серьезными писателями. Это клоуны, которых приглашают на телевидение развлекать народ! У нас идет сплошная дебилизация телевидения. Там же нет ни одного умного лица! В большинстве передач участвуют странные люди с поврежденной психикой и зацикленные на политике.
По словам Москвиной, один из ее читателей, московский рабочий, написал ей письмо, в котором поинтересовался: не считает ли она, что некие силы в нашей стране организовали заговор против культуры. "И я подумала о том, что против культуры действительно что-то предпринимается, есть, может, не заговор, но некое "анти". Я не понимаю такого отношения к культуре, когда ее и не душат напрямую, но и развиваться не дают", – заметила Москвина. По ее словам, в одной из ближайших программ, которые она ведет на радио "Культура" (вероятно, это будет 22 мая), она намерена провести опрос среди радиослушателей на эту животрепещущую тему.
Отдельная часть встречи была посвящена представлению пьесы Москвиной "Па-де-де". Пьеса представляет собой несколько диалогов о любви, неверности и прощении, которые связаны между собой не сюжетом, а особым петербургским настроением. По словам автора, "Па-де-де" – это очень "везучая" пьеса, которую ставили во многих городах России, а вот теперь, наконец-то, "проснулся и Петербург".
В северной столице режиссером спектакля, который идет в Театре эстрады имени Райкина, стал Роман Смирнов. Заслуженная артистка России Татьяна Кузнецова сыграла в "Па-де-де" сразу четыре роли. Она отметила, что пьеса Москвиной "многогранна и психологична".
- Человеческие взаимоотношения сегодня уходят на второй план. Люди заменили реальное общение виртуальным, иллюзия становится главнее самой жизни. Мы тратим свои часы, уткнувшись в монитор компьютера, и постепенно перестаем осознавать реальность этого мира. Спектакль "Па-де-де" о том, что нам необходимо искать живое, что наше спасение в любви, – сказала актриса.
Справка:
Татьяна Москвина – театровед, кино- и театральный критик, научный сотрудник РИИИ. Печаталась в журналах "Театр", "Искусство кино", "Сеанс", "Театральная жизнь", "Искусство Ленинграда", "Нева", "Аврора", "Столица", "Родник", "Петербургский театральный журнал", центральных и петербургских газетах, научных сборниках. Автор бестселлеров "Люблю и ненавижу", "Всем стоять!", "Вред любви очевиден", "Смерть – это все мужчины", "Она что-то знала", "Похвала плохому шоколаду" и множества других книг.