Медиановости

12 мая 2008 16:43

Болезнь ТВ – клипомания

Даже 9 Мая телеканалы умудрились отметить клипами: на этот раз — из кино про войну.

День Победы для телеканалов — праздник, приятный во всех отношениях. После Первого мая с его неясным посылом и невнятным смыслом, когда требуется любыми способами развлечь зрителя и, главное, перетянуть к себе аудиторию, после судорожного веселья и скачки с препятствиями за места в рейтингах программные директора могут вздохнуть с облегчением. Нет, конечно, и на неделе, сопутствующей 9 Мая, надо развлекать, соперничать, перетягивать, скакать. Но дело это уже не такое хлопотное, потому что к услугам телевидения — четко очерченная тематика праздника, его кристальная идеология и огромный запас фильмов о войне, каждый из которых — попадание в зрителя прямой наводкой.

9 Мая на ТВ превратилось в однодневный фестиваль отечественного военного кино. И если на одном канале идет "Семнадцать мгновений весны", то на другом — будьте уверены — непременно "Щит и меч", если один показывает "Живые и мертвые", то другой — "В бой идут одни "старики", и если где-то крутят "Освобождение", то где-то обязательно — "Они сражались за Родину". Рядом с киноклассикой, на которой как бы стоит печать: "Обязательна к применению!", — соседствуют картины, снятые в последние годы. Специально заказанные или просто востребованные каналами по случаю праздника, эти фильмы-"двухтысячники" (редкая птица из них залетела к нам из 90-х) не столько интересны сами по себе, сколько любопытны в сравнении с классическими образцами жанра.

Недавно я брала интервью у одного очень уважаемого мною режиссера, снявшего только что военную картину, и он сказал, что сегодняшнее кино о войне ориентировано на зрелище, энтертейнмент. Это скорее приключение, чем разговор о людях. Сегодня, отсматривая праздничный эфир, я согласилась со своим собеседником.

Изменился наш взгляд вообще, и в частности — на историю, на войну. Нас не смущает маникюр на руках полевых медсестер и растушеванные хорошими гримерами румяна на их щеках. Нас не удивляют фантастические сюжеты: немцы проводят испытания аппаратов, подозрительно похожих на летающие тарелки ("Разведчики"). "Кодак" сделал изображение гладким и чистым. Цифра смикшировала светотени, нивелировала нюансы. И в кино про войну мы видим уже не войну, а всего лишь кино — ну да, зрелище, энтертейнмент, приключения, брутального героя, сюжетный ход, более или менее удачный. На авансцену вышел жанр — мелодрама, боевик, немножко детектив, шпионские страсти.

В старом кино — так было на самом деле, мы это видели, пережили, прочувствовали, осмыслили. В новом — так могло быть, мы видели это в старом кино, нам рассказали, показали, спели, и мы искренне посочувствовали. Но вот что обидно: остался далеко позади "одинокий голос человека" на войне.

В праздничные дни проявилась еще одна тенденция: телевидение, которое так безудержно старалось впихнуть в каждую эфирную дырку по хорошему фильму, неожиданно свело военную классику на уровень почти сериалов. В потоке безумного нон-стопа уже нет возможности разобрать, кто смотрит на тебя с экрана — Серпилин, Лопатин, капитан Титаренко, парень из нашего города или летчик Астахов? Огромный клип из кинофильмов увидели мы в эти праздничные дни. Калейдоскопом промелькнули перед нами лица любимых актеров, гимнастерки в пятнах крови, взрывы, залпы, сюжеты, цитаты. Полная каша осталась в голове.

Уже много лет как проверено: любое кино 9 Мая пройдет на "ура". Кино стало фоном под водочку, селедочку, салат и салют. Традиция не требует ни сомнений, ни усилий.

Единственное, чем нас не угостили в эти дни, так это живым словом, живой интонацией, живым человеком. Видимо, нет больше таких слов, и интонации такой нет, и людей, которые могли бы живым чувством осветить этот мертвый эфир. А, может быть, нет другого: желания сделать усилие и придумать пусть не "Голубой огонек", пусть не "От всей души", пусть даже не "Старые песни о главном", в которых при всей их спорности была некая художественная идея, но хоть что-то, что разобьет формальность и слащавость официальных "парадных" репортажей. Это трудно. Надо искать слова, надо придумывать формы, надо тратить время и главное — надо испытывать чувства. Гораздо проще равнодушно забить эфир под завязку кино и помпезными концертами, где Кобзон, как обычно, споет что-то пафосное под колокола, Лещенко — про День Победы, Газманов — про господ офицеров, а старлетки из "Фабрики звезд" и "Народного артиста" с грамотным гримом и неуместными гимнастерками разложат на разные голоса песни военных лет.

Вечером 9 Мая я позвонила своим близким друзьям и спросила, какое кино они смотрят по телевизору. Они никакое не смотрели. Они вообще телевизор не смотрели. Они сидели за столом, ужинали и пели военные песни. Просто так. С детьми. Без Кобзона, Лещенко и Газманова. И я позавидовала им… Н