Премьер-министр РФ Владимир Путин в понедельник ознакомился с коллекцией русского искусства 17-20 веков, принадлежавшей Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской и представленной теперь в качестве постоянной экспозиции в Константиновском дворце в Стрельне (С.-Петербург).
Особое впечатление на председателя правительства произвела коллекция фарфоровых тарелок с изображением русских орденов производства Фарфоровой мануфактуры Гарднера.
Коллекция русского искусства, насчитывающая около 900 единиц хранения, создавалась Ростроповичем и Вишневской на протяжении 30 лет. После смерти Ростроповича его супруга решила выставить коллекцию на торги в аукционном доме "Сотбис" в сентябре 2007 года, однако за день до начала торгов было объявлено, что коллекцию целиком выкупил один из крупнейших российских предпринимателей Алишер Усманов, который впоследствии передал ее в дар государству. Местом размещения коллекции был выбран Константиновский дворец.
Путин лично принял участие в официальном открытии коллекции для публики в понедельник. С этого дня доступ к выставке в Константиновском дворце открыт для всех желающих.
Путин начал осмотр выставки со знакомства с картиной Николая Рериха "Сокровище ангелов", которая, по словам сопровождавшей премьер-министра заместителя директора экспозиционного центра Константиновского дворца Татьяны Вайгачевой, является "самым большим полотном" коллекции. После этого Путин подошел к работе Филиппа Малявина "Русские бабы" и костюмным эскизам Мстислава Добужинского. Вайгачева похвасталась работами Бориса Григорьева, широко представленными в коллекции, особенно картиной "Лики России". Кроме того, Путин остановился около шедевра Карла Брюллова "Портрет княгини Авроры Демидовой".
Путин также ознакомился с фигурками Ломоносовского фарфорового завода, изделиями Императорского фарфорового завода, художественным стеклом.
В одном из залов Константиновского дворца председателя правительства ждала сама Вишневская с одной из своих дочерей. Путин при встрече преподнес знаменитой певице изысканный букет роз цвета слоновой кости. Он выразил свое восхищение собранной коллекцией.
Он поинтересовался, где же супруги держали всю свою обширную коллекцию и, получив ответ от Вишневской, что все собранные за 30 лет произведения искусства размещались в одной квартире в Париже, выразил изумление. "Не могу представить!",- сказал он.
Обсуждая коллекцию, премьер-министр в разговоре с Вишневской особо остановился на тарелках с изображениями орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святого Владимира, которые были произведены на Фарфоровой мануфактуре Гарднера. "Тарелки красивые - орденские",- сказал Путин.
Вишневская, в свою очередь, сообщила ему, что покупала их в Париже на аукционах дома "Сотбис".
Кроме того, Вишневская обратила особое внимание председателя правительства на фарфоровую табакерку с мопсами в золотой оправе, созданную в 1752 году. "Одна такая в Эрмитаже, а другая - у меня, это самая редкая вещь", - похвасталась она Путину.
Собрание Вишневской и Ростроповича включает в себя русскую живопись, прежде всего, произведения таких знаменитых мастеров, как Карл Брюллов, Владимир Боровиковский, Алексей Венецианов, Александр Иванов, Иван Хруцкий, Илья Репин, Николай Рерих, Валентин Серов, Борис Григорьев, Константин Коровин, Игорь Грабарь, Василий Тропинин, Сергей Судейкин и т.д.
Большинство из этих работ было давно известно специалистам, они вошли во многие труды по истории русского искусства. Ряд картин и графических листов исполнен русскими художниками-эмигрантами, покинувшими Россию после революции 1917 года. Это выделяет нынешнее собрание дворца среди многих других музейных и частных собраний России, где эмигрантский период русской культуры пока отражен весьма слабо.
Особый раздел коллекции составляет декоративно-прикладное искусство: резная холмогорская кость, великоустюжская финифть, изделия из малахита, художественное стекло, серебро и бронза. Одной из ценнейших частей коллекции является фарфор, представленный множеством интереснейших экспонатов - от первых уникальных произведений елизаветинской эпохи до фарфора советского времени.