Медиановости

13 мая 2008 12:50

Интернет-кафе вытесняют из центра

Повышение арендной платы приводит к закрытию Интернет-кафе – о прекращении деятельности вслед за другими заявил один из некогда крупнейших участников рынка – Quo Vadis. Город надеется на увеличение туристического потока, но может остаться без уже обязательного для их приема элемента инфраструктуры. Это не радует не только гостей города, но и горожан.

Где сегодня можно поработать

В справочник "Желтые страницы" включены адреса почти трех десятков Интернет-кафе. На официальном портале города для туристов обозначены только восемь (за вычетом Quo Vadis – уже семь). Не так давно закрылось Интернет-кафе Zebra на Московском вокзале.

В итоге в историческом центре осталось только пять точек доступа в Интернет, в том числе два круглосуточных. Стоимость работы в сети составляет около 100 рублей в час.

Но далеко не все способны качественно обслуживать туристов: персонал редко может общаться хотя бы на английском, а в большинстве учреждений почтенный джентльмен будет вынужден терпеть визг подростков, режущихся в какую-нибудь игру за соседними компьютерами. Не лучше ситуация и в почтовых отделениях, в которых также открыты точки доступа в Интернет: столики с компьютерами обычно захламлены, сотрудники редко могут оказать квалифицированную помощь, а для оплаты хотя бы 10 минут работы во всемирной сети придется отстоять очередь из бабушек, получающих пенсию в том же окне.

Для сравнения: только на одном бульваре в центре Барселоны можно найти сразу восемь Интернет-кафе с тарифом от 1,5-2 евро в час. Такое же количество точек доступа и цены на их услуги журналист "Фонтанки" обнаружил в одном из микрорайонов Берлина. В аэропортах и на вокзалах всех европейских городов установлены Интернет-киоски (стойки), позволяющие, в частности, оперативно заказывать электронные билеты (e-tickets).

Дополнительные возможности есть у владельцев ноутбуков, карманных компьютеров и иных мобильных средств, оснащенных адаптером Wi-Fi. По данным международного информационного портала JiWire, в Санкт-Петербурге более 60 хот-спотов. В последнее время бесплатным доступом могут пользоваться и посетители ресторанов Макдональдс (в том числе на Невском проспекте и в здании гостиница "Москва"). В самих отелях ситуация сложнее. Только Radisson SAS Royal Hotel, номер в котором стоит от 400 евро в сутки и выше, предлагает своим постояльцам бесплатный Wi-Fi доступ в номерах. Гостям отеля "Невский палас" за эту услугу надо будет выложить 30 евро в сутки, Grand Hotel Europe (стоимость номера составляет около 800-1000 евро) – купить специальную карточку в бизнес-центре. Демократическая гостиница "Октябрьская" (стандартный номер стоит 5200-6000 рублей) предлагает заплатить за возможность работать во всемирной сети всего 100 рублей в час.

Война Интернет-дворцам

Интернет-кафе и точки доступа Wi-Fi уже давно стали обязательным элементом туристической инфраструктуры, также как и банкоматы, информационные пункты, волонтеры, бесплатные карты, точки обмена валюты и т.д. Как сообщили в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам, в 2007 году Санкт-Петербург посетило 4,3 млн. туристов, в том числе 2,1 млн из зарубежных стран, а к 2010 планируется увеличить этот показатель до 5 млн человек в год. Но в программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра про обеспечение его гостей средствами доступа в Интернет нет ни слова.

По оценкам Ивана Буракова, гендиректора интернет кафе Quo Vadis, которое закроется до конца мая из-за повышения арендных ставок, сейчас иностранцы составляют около 40-45 процентов посетителей учреждения. И все же можно полагать, что судьба Quo Vadis была предрешена – богемные Интернет-кафе и иные подобные учреждения закрываются не только в России. Фактически петербургский клуб повторил судьбу сети EasyInternet Cafe, созданной в 1999 году эксцентричным греческим бизнесменом Стелиос Хаджи-Иоанну (создателем и владельцем низкобюджетной авиакомпании EasyJet и ряда других "оранжевых" компаний). Всего было открыто несколько десятков так называемых дворцов хай-тек в Европе и США (в том числе на 800 мест в деловом центре Манхеттена). Также как и в авиаперевозках посетителям предлагалась плавающая цена услуг в зависимости от загрузки кафе (сейчас такую технологию использует CafeMax). Но только в 2006 году проект вышел на прибыль, а вложенные сотни миллионов долларов за почти десять лет бизнесмену так и не удалось вернуть. Пришлось сокращать штат, вводить самообслуживание клиентов, а часть помещений перепрофилировать под рестораны фаст-фуд. Ф

Павел Нетупский, Фонтанка.ру