В понедельник премьер-министр Владимир Путин назвал состав нового российского правительства: в него вошли как либералы, так и "твердолобые" силовики, подчеркивает западная пресса. Как полагают газеты, экс-президент продолжает балансировать между двумя соперничающими лагерями, и одновременно создает новый центр власти. Главная задача Путина сейчас – показать, что политический курс останется прежним. В то же время часть аналитиков сомневается, что прежние министры смогут решить насущные экономические проблемы страны, раз не сделали этого за последние годы.
Самым значительным решением стало назначение первым вице-премьером Игоря Шувалова, известного экономическим либерализмом, отмечает The Wall Street Journal. Кроме того, Путин оставил на посту министра финансов другого либерала, Алексея Кудрина. Однако Путин не забыл и своих давних товарищей по спецслужбам. Игорь Сечин, бывший заместитель главы кремлевской администрации и руководитель "Роснефти", стал одним из пяти вице-премьеров. Аналогичную должность занял экс-министр обороны Сергей Иванов.
Как утверждают некоторые аналитики, в результате кадровых перестановок победили либералы. Однако многие говорят, что в результате сохранился хрупкий баланс двух фракций, который сложился после избрания Путина президентом. Как бы то ни было, наблюдатели соглашаются, что Владимир Путин создал новый центр власти и подтвердил тем самым свой статус самого влиятельного политика в России. "Это значит, что все вопросы будут решаться на основе взаимного согласия двух центров", – приводит WSJ слова политолога Алексея Макаркина.
В соответствии с российской конституцией президент является наиболее влиятельной фигурой в стране, а премьер-министр выступает скорее администратором и имеет незначительный политический вес. Однако сейчас, считают аналитики, Путин использует свое политическое превосходство над Медведевым, чтобы создать новую властную структуру. Появление дополнительного центра власти наверняка усложнит принятие решений и сделает этот процесс более длительным. Вряд ли обойдется без конфликтов, прогнозирует издание.
Основной целью новых назначений в правительстве было уравновесить силы кремлевских кланов, полагает британская The Financial Times. Ключевых должностей добились как либералы, так и "твердолобые". Путин взял с собой в российский Белый дом нескольких ведущих чиновников администрации президента, но и Медведеву удалось повысить своих союзников по службе.
Центр принятия решений – по крайней мере, временно – должен переместиться из Кремля в Белый дом, указывает FT. В подчинении у Путина будут два первых вице-премьера и пять вице-премьеров. Все эти люди – его давние союзники.
Возможно, в правительстве образуются два "внутренних кабинета", цитирует издание политолога Станислава Белковского. Один, во главе с Шуваловым, будет осуществлять программу реформ, другой, во главе с Сечиным и Путиным, сосредоточится на развитии государственных компаний в промышленности и особенно в энергетике.
В целом же в Белом доме обошлось без особых перемен, констатирует австрийская Der Standard. Как и ожидалось, Путин назначил на ключевые посты своих близких соратников. Важнейшие министры – главы внешнеполитического, финансового и оборонного ведомств – остались прежними. Сигнал, который хочет послать Путин, очевиден: вакуума власти не будет, сохранятся стабильность и преемственность. Курс прошлых лет, который принес большинству россиян видимое улучшение жизненного уровня, должен быть продолжен.
Однако в будущем сохранения статус-кво будет недостаточно. Новый руководящий тандем ожидают многочисленные вызовы, и с ними можно будет справиться только при помощи радикальных реформ, пишет газета. Россия борется с высоким уровнем инфляции, растущим социальным неравенством и зашкаливающей коррупцией. В то же время благоприятная конъюнктура и высокие доходы от экспорта сырья не используются для модернизации и диверсификации экономики. Вызывает сомнения, что новое правительство Путина действительно займется решением этих проблем. Члены кабинета министров, большинство из которых находились у власти последние годы, уже упустили свой шанс сделать это, напоминает издание. IP