Медиановости

14 мая 2008 12:45

Дни медиа

3 мая отмечался Всемирный день свободы прессы. Известная американская HKO Freedom House констатировала в своем ежегодном докладе, что российская пресса уже пять лет, как несвободна, причем в этом году она стала на 3 пункта несвободней, чем в прошлом.

12 мая новый премьер Владимир Путин сформировал новый кабинет, подвергнув реорганизации в очередной, я-уже-сбился-который-раз-по-счету за 17 лет российской независимости государственное ведомство, ведающее СМИ. Теперь из Министерства культуры и массовых коммуникаций оно превратилось в Министерство связи и массовых коммуникаций.

Иначе говоря, СМИ в первой половине мая были не только регистраторами многочисленных ярких событий, но и ньюсмейкерами. Что дает повод поговорить о том, что происходило с нашими СМИ в период президентства Путина, и чего ждать дальше.

Признаюсь сразу, я давным-давно взял себе за правило не только не полемизировать, но даже и не вчитываться в доклады, подобные тем, что составляет Freedom House и иные свободологические организации. Их упражнения, на мой взгляд, сродни дебатам средневековых схоластов на темы вроде: "сколько чертей может уместиться на кончике иглы". Мозги изощряет, но к жизни отношения не имеет.

Происходило же вот что. После августовского кризиса 1998 года началось у нас создание нормальных, т.е. рыночных, СМИ. И вот здесь успехи просто поразительные. По данным, приведенным в свежем ежегодном докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникация (ФАПМК), рекламный бюджет в стране вырос по сравнению с 1996 годом на 650 процентов и почти достиг символической цифры в 10 млрд. долларов. Это уже серьезные деньги.

Принципиально изменилась коммуникационная среда. По некоторым прогнозам, в том числе и западным, при нынешней динамике к 2010 году по числу пользователей Интернета Россия превзойдет Германию. Количество мобильных телефонов у населения превосходит численность самого населения.

Наличие денег для медиа и опережающее развитие телекоммуникационной инфраструктуры дали толчок для такого бурного развития медиаотрасли, от которого у вашего покорного слуги просто дух захватывает. А иностранные коллеги нам даже порой завидуют: мол, из отсталости вы перескакиваете сразу на передовые рубежи, творчески осваивая беспредельные возможности новой коммуникационной среды, к чему сами они шли мучительным путем проб и ошибок. И со всей ответственностью вам заявляю: очень скоро передовой российский опыт медиабизнеса войдет в самые престижные мировые анналы.

И, кстати, в этом смысле слияние в новом министерстве функций госрегулирования связи и медиа выглядит абсолютно логичным и правильным шагом. Развитие СМИ сегодня танцует от технологической печки...

... И вот приходишь с работы домой, берешь в руки любимую газету, чьим творческим освоением онлайновых возможностей и производства мобильного контента ты только что восхищался на месте, а там - такая чудовищная "заказуха", она же "джинса", она же "черный пиар", она же скрытая реклама, а, иначе говоря, проплаченный материал, выдаваемый за свободное журналистское творчество, что аж глаза на лоб лезут. И явление достигло такого масштаба, что даже в упомянутом докладе ФАПМК оценки рекламы в СМИ приводятся с примечанием: "Без учета скрытой рекламы".

И думаешь: если вы, коллеги, сегодня уже такие умные и богатые, то почему же вы все еще такие жадные? Да еще и законы нарушаете. Ведь это в "лихие 90-е" без нелегальной "заказухи" было не прожить, а сегодня-то законная реклама золотым дождем сыпется. А приглядишься поближе к "политической заказухе" - а она по большей части в пользу правящей партии "Единая Россия" - той самой, которая, вроде бы, коррупцию в стране искоренять подрядилась.

Вот так и бросает тебя от наблюдения за одними и теми же медиа то в жар, то в холод. Куда там "Фридом Хаусу" с его подсчетами свободы по баллам.

Алексей Панкин