Лидия Алешина возглавляла объединение Лентелефильм в 70-80-х годах, когда Ленинградское ТВ гремело на всю страну, выгодно отличаясь от центральных каналов творческой смелостью, поиском новых форм, независимостью мышления. 70-летию Ленинградского-Петербургского телевидения, которое будет отмечено в июле, посвящена книга Лидии Ивановны "Миллион за улыбку". На ее презентации в "Росбалте" заслуженный работник культуры РФ, легенда Ленинградского ТВ Лидия Алешина ответила на вопросы обозревателя Lenizdat.ru.
В последнее время вышло несколько книг воспоминаний, пособий журналистов, режиссеров "золотого века" Лентелевидения. Это воспоминания Виктора Киршина – телеинформатора и публициста; Тамары Львовой, придумавшей великолепную передачу "Турнир СК" для старшеклассников; четырехтомное пособие режиссера Виктора Саруханова "Азбука телевидения". Известны блестящие книжки Льва Мархасева о радио и ТВ, недавно появилась книга Игоря Масленникова, не только знаменитого кинорежиссера, но и телевизионного деятеля. Вышел сборник "Электронные СМИ: история и современность", что излагает новые факты из истории знаменитой молодежной программы "Горизонт". И вот появилась книга "Миллион за улыбку".
Lenizdat.ru: Лидия Ивановна, это уже третья ваша книга о ТВ, причем выпущенная за свой счет… Что подвило вас опять писать о Ленинградском телевидении?
- К счастью, с выпуском книги мне помогли спонсоры, а так бы, "за свой счет" я книгу не подняла. Я написала уже третью книгу о ТВ (сначала были: "Первый выход" - в 1980 году, "На всю оставшуюся жизнь" - в 2000-м) не потому, что у меня много свободного времени, а потому что чувствую потребность рассказать о тех замечательных людях, с кем меня свела судьба. Все, что во мне как в журналисте есть, я впитала от тех людей, с которыми общалась. От тех, с кем работала, о ком писала, о ком мы снимали фильмы. Материала у меня столько, что и на четвертую книгу хватит!
В то время в Лентелефильме работало более трехсот человек. Произошло счастливое совпадение, что когда 40 лет назад (1 января 1968 года) был создан Лентелефильм, наши великие мастера оперы, балета и других искусств пережили свой звездный час. Образцова, Атлантов, Штоколов, Лейферкус – мы их снимали в то время, когда они были молоды и прекрасны. Мы снимали Барышникова и молодого Эйфмана, всех звезд балета. И эти фильмы теперь стали историей. Если кто-то захочет узнать, что радовало в те годы наше поколение, что нас огорчало, то получит полный ответ, посмотрев наши фильмы. Было снято не много, не мало полторы тысячи фильмов!
Знаете, есть две стороны жизни: одна – невероятные трудности, другая – ни с чем не сравнимые радости. Трудных моментов в моей работе главного редактора на ТВ было хоть отбавляй, мы ведь трудились по 24 часа в сутки. Но и радости в моей жизни были, да и сейчас пор не кончаются. Ведь наши фильмы до сих пор востребованы. Что за примерами далеко ходить: каждый год 9 мая по какому-нибудь ТВ-каналу идет наш четырехсерийный фильм "На всю оставшуюся жизнь", снятый Петром Фоменко по повести Веры Пановой. Так было и в этом году.
Lenizdat.ru: Цензура была в те времена очень грозной?
- У нас была многоступенчатая подчиненность. Сначала мы сдавали фильмы художественному совету студии, потом – руководителю Ленинградского телерадиокомитета. Затем везли в Москву, в Главное управление местного телевидения и радиовещания. Если речь шла о каких-то очень важных фильмах, то приходил сам Лапин (Сергей Георгиевич Лапин – председатель Гостелерадио СССР. – Прим. Авт.), или его заместитель.
Было жесткое планирование. Мы не могли ничего снять, пока фильмы не попал в план. Вот Саша Белинский (известный режиссер. – Прим. Авт.) в своей книжке "Записки старого сплетника" меня ругает за то, что его прекрасный художественный фильм "Галатея" мы "провели" как фильм-концерт. По деньгам это огромная разница – чуть ли не в десять раз! Но это случилось не по какому-то злому умыслу, а совсем наоборот. Сашу надо знать: "Вот я хочу сейчас снять, и все тут!" А у нас в плане была возможность снять только один художественный фильм в год. Остальное – хроника, фильмы-концерты и концертные программы. Я предлагала Белинскому поставить "Галатею" в план на следующий год, но он ни за что не хотел ждать: "Только сейчас, а то потом идея закиснет!" Тогда и возник вариант: чуть "подвинуть" Кировский балет и дать возможность Белинскому снять "Галатею" под видом фильма-концерта.
Всякие ситуации возникали. Например, тот же Белинский прекрасно снял монолог Бориса с замечательным артистом Павлом Луспекаевым. Счастье, что эта пленка сохранилась! Мы, помню, обрадовались, поставили в план фильм "Борис Годунов" с Луспекаевым в главное роли. Посылаем план в Москву, а там "Годунова" вычеркивают. При этом нам даже не говорят, почему вычеркнули, кто принимал решение. И таких примеров великое множество. Но мы научились не раскисать, выкручивались, как могли. Помню, Москва зарубила какой-то фильм, а декорации уже были готовы. И тогда в этих декорациях режиссер Олег Рябоконь снял "Эзопа" - великолепный фильм, с замечательными актерами Александром Калягиным, Олегом Табаковым, Любовью Полищук.
Lenizdat.ru: Лидия Ивановна, вы не занимались преподавательской деятельностью?
- Мой добрый знакомый Владимир Осинский, доцент кафедры радио-телевидения факультета журналистики Университета, настоял, чтобы я занялась еще и преподавательской деятельностью, и какое-то время я вела в университете семинар "Современная журналистика".
Lenizdat.ru: Что случилось с Лентелефильмом в 90-х годах?
- Хороший я была руководитель или плохой – не мне судить. Но мне было грустно, что после меня Лентелефильм возглавляли те, про которых чаще всего говорили – "временщики". В итоге все развалили. А развалить – дело не хитрое. Создавать – во сто крат трудней.
В начале 90-х, когда я уже не работала на ТВ, Лентелефильм стал, как говорится, тихо умирать. Перестали финансироваться новые проекты, а потом объединение вообще прикрыли. Фактически в одночасье уволили две с половиной тысячи телевизионных специалистов, квалифицированных сотрудников, оставив их без любимого дела, поломав судьбы многих, разрушив то наше общее дело, что создавалось с таким трудом.
Lenizdat.ru: Как сложилась ваша судьба после того, как вы расстались с Ленинградским ТВ?
- Эта отдельная история, почему я ушла с ТВ. На очередном парткоме Ленинградского телерадиокомитета меня обвинили чуть ли не в антисоветской деятельности, поставив в укор, что мы сняли только один фильм про рабочего, героя труда. Предложили срочно исправить положение, снять несколько фильмов на рабочую тему и через полгода доложить о проделанной работе. Была создана целая комиссия, в которой я с удивлением обнаружила имя одной своей приятельницы, чтобы бывала у меня дома, была в курсе моих проблем. При этом приятельница ничего не сказала мне о своем участии в комиссии. Это предательство переполнило чашу моего терпения, и я решила, что пусть кто-нибудь другой выполняет указания парткома – ушла к Леониду Якобсону, в его труппу "Хореографические миниатюры". Хотела написать книгу о балете, но, столкнувшись с "обратными сторонами" этого непростого мира, оставила эту затею. Затем несколько лет работала в издательстве "Детская литература", была редактором альманаха "Глобус". Потом переехала в Москву. Там до сих пор сотрудничаю с разными редакциями, пишу статьи, воспоминания. Я пришла к выводу, что для настоящего журналиста не существует понятие "возраст", а есть только здоровье и душевный настрой. У нас по-настоящему творческая профессия.
Lenizdat.ru: Что скажете про нынешнее ТВ?
- Смотрю только канал "Культура". Остальные каналы все время снижают и снижают планку творчества, нравственности, этики. Мне такое телевидение не близко. Я в курсе сегодняшних ТВ-проблем еще и потому, что я моя дочь работает редактором с известным ТВ-ведущим Дмитрием Захаровым (когда-то стоял у истоков программы "Взгляд") на канале "НТВ плюс". Моя 16-летняя внучка-красавица тоже пишет в районную газету, пробует вести передачи на школьном ТВ, собирается поступать на факультет журналистики. Я только рада такому продолжению династии.