"Эксперт Online" спросил у руководителей российских СМИ, что, на их взгляд, стоило бы поменять в законе о СМИ. Оказалось, что практически ничего.
Александр Привалов, научный редактор журнала "Эксперт":
В законе о СМИ нужно четко, я подчеркиваю, четко установить распределение ответственности между автором, редактором и издателем – сейчас этого там нет. Когда наши суды перестанут практиковать урезание сумм, компенсирующих моральный ущерб, надо, чтобы все стороны понимали, кто несет ответственность.
Кроме того, в законе необходимо четко регламентировать систему взаимодействия редакции и издателя, гарантии свободы редакции и права издателя. Крайне редкий случай, когда редакция и издатель – одни и те же люди, чаще всего это две разные структуры, и сегодня, к сожалению, их взаимодействие обычно сводится к "киданию пальцев".
Естественно, нужно также абсолютно исключить все внесудебные процедуры по взаимодействию со СМИ – они сейчас, увы, есть.
Законодательно, причем это касается не столько самого закона "О СМИ", сколько некоторых других законов, должны быть закреплены преференции отечественным изданиям. Сейчас колоссальные преференции в сфере бизнеса (например, то, что касается рекламы мировых брендов) имеют зарубежные издания. Возможно, следовало хотя бы минимально уравнять условия конкуренции между ними и российскими СМИ. Возможно, государству следовало бы частично дотировать распространение российских изданий.
Что же касается защиты свободы слова, то в этой части нынешний закон "О СМИ" в принципе неплохой. Если будет четко установлена ответственность различных сторон, о которой я говорил выше, то это и будет дополнительной гарантией свободы. Ну, естественно, если эта ответственность будет разумной, а не в виде драконовских мер за любую оплошность.
Андрей Васильев, главный редактор газеты "Коммерсантъ":
Я бы закон "О СМИ" не менял. Привыкли. А тот факт, что к нему депутаты не привыкли, лишний раз подтверждает, что менять ничего не стоит.
Евгения Альбац, заместитель главного редактора журнала The New Times:
Я считаю, что вообще никакого закона "О СМИ" быть не должно. Дело в том, что любой закон о СМИ накладывает ограничения на те права, которые заложены в Конституции Российской Федерации, а именно на ту ее статью, где записано, что каждый гражданин России имеет право на информацию. Конституция – это закон прямого действия, соответственно, задача журналиста – исполнять конституционное право людей на информацию. А все бесконечные игры вокруг этого закона, с моей точки зрения, лишний раз подтверждают, что любой закон о СМИ плох. Всегда найдутся государственные институты и государственные партии, которые захотят в нем что-либо подправить, поскольку у государства свой интерес, у партии власти свой, и обязательно любой закон будет наносить ущерб их личному праву на управление информацией.
Есть закон об акционерных обществах, которые регулируют их деятельность, есть уставы у каждой редакции, есть кодексы и т. д., но любой закон о средствах массовой информации накладывает ограничения на право владения информацией и тем самым нарушает Конституцию. Наша Конституция, на мой взгляд, самодостаточна.
Дмитрий Хитаров, заместитель главного редактора журнала "Русский Newsweek":
На мой взгляд, ничего в законе "О СМИ" менять не надо. Есть Конституция, есть Уголовный кодекс наконец. Нужно только, чтобы они соблюдались. Например, Конституция гарантирует свободу слова, а на практике ее фактически нет.
Безусловно, журналисты – не ангелы, профессия дискредитирована. Но наравне с ответственностью репортеров за недостоверную информацию необходимо, чтобы ответственность несли, скажем, чиновники, оказывающие давление на СМИ. Впрочем, главной проблемой, на мой взгляд, сейчас является не цензура (которой формально нет), а самоцензура. А ее законом не отрегулируешь.
Артем Демченко, главный редактор газеты "Соседи. Хроника местных событий" (Новосибирская область):
В законе "О СМИ" ничего менять не нужно. И уж тем более не нужно вносить поправок, подобных той, которую предложил депутат Роберт Шлегель, и направленных на ужесточение контроля за представителями средств массовой информации. Журналистам надо давать свободу, правда, я не уверен, что это возможно сделать, внося изменение в конкретный закон. Скорее, это зависит от редакционной политики – причем есть СМИ, в том числе в регионах, особенно в небольших городах, где редакционная политика достаточно либеральная, они зачастую очень жестко отзываются о представителях власти.
Единственное, пожалуй, с чем можно было бы попытаться законодательно бороться, так это с практикой, когда власть "финансирует" СМИ, формально называющие себя независимыми, платит деньги и размещает в них заведомо заказные статьи. Безусловно, есть государственные СМИ, которые живут за счет бюджетного финансирования, но есть и те, которые называют себя независимыми, а при этом в них вкачиваются огромные бюджетные средства и печатаются крайне ангажированные материалы. Это сильно развращает. Необходимо добиваться, чтобы у газет, журналов, телеканалов была возможность самостоятельно зарабатывать деньги.