День Победы – главный праздник нашей страны, поистине гражданский и по-настоящему народный. Возможно, единственный оставшийся, объединяющий родившихся в СССР. Телевидение, с некоторых пор избравшее своей основной функцией развлечение, как оно отметило праздник Победы?
Общей для всех каналов 9 Мая оказалась лишь минута молчания. Дециметровые каналы тематикой ВОВ как-то не озаботились (разве что "Домашний" поставил в свою сетку вещания "Щит и меч", и отдельный разговор о "Звезде"): ТНТ весь день показывал четвертый сезон "Битвы экстрасенсов", СТС – мультфильмы, РЕН ТВ – зарубежные художественные фильмы. Праздничная телепрограмма разнообразием всегда не блещет: парад с Красной площади, концерты из Кремля, с Поклонной горы и прочих мест, плюс лучшие военные фильмы прошлых лет, плюс немногочисленные кинопремьеры. А именно: героический боевик Александра Франскевича "В июне 41-го" (Первый канал), фантастическая лента Андрея Малюкова "Мы из будущего" ("Россия") и камерная лента Алексея Козлова "Бой местного значения" (5 канал, Санкт-Петербург).
…Отряд русских солдат, состоящий всего-то из пяти человек, пробирается по псковским лесам. Это так называемые трофейщики, чьи обязанности заключаются в том, чтобы собирать трофеи на полях сражений после боев. У одного убитого фашиста забрать автомат, у другого – сапоги… Руководит отрядиком юный лейтенант-максималист, настаивающий на букве устава, конфликт между его представлениями о службе и представлениями его подчиненных разрешаются в пользу последних. По поводу Нового года все они напиваются в заброшенной деревеньке, где поутру откуда ни возьмись появляются немецкие диверсанты в значительно превосходящем количестве. Происходит бой местного значения, в результате которого самый "неуставный" из трофейщиков (возможно, это лучшая роль в кино Андрея Добрынина) оказывается героем, а совсем не батальная и не пафосная история оборачивается высокой трагедией.
"Мы из будущего" не просто фантастический, а воспитательно-фантастический фильм для молодежи. Перемещения во времени, элементы комедии и весь невероятный жанровый гибрид затеяны ради воспитательного месседжа и того, чтобы он дошел до адресата. Рэпер с дредами, скин со свастикой, "ботаник" с очками, продвинутый лидер, обладающий кой-какими знаниями, – этими типажами представлена в фильме нынешняя молодежь. Главные герои – четверо "черных копателей": Борман, Череп, Чуха и Спирт – ведут раскопки в тех местах, где в августе 1942-го шли оборонительные бои. Неожиданно начинает происходить нечто странное: в найденных солдатских книжках, принадлежавших погибшим солдатам Красной армии, обнаруживаются фотографии самих "следопытов". Пытаясь прийти в себя, коллеги по бизнесу окунаются в озеро и... попадают в 1942 год, в самый разгар тяжелых боев. Похвально желание авторов картины разбудить, встряхнуть и достучаться, но первым делом напрашивается неутешительный вывод, что совесть в нынешней молодежи может проснуться, только если ее засунуть в окопы 1942 года и продержать там хотя бы суток трое. Если у старшего поколения в процессе просмотра фильм вызывает злорадство: "Попали! Так вам и надо, уродам", а младшее привычно реагирует: "Туфта", вряд ли его можно считать особой творческой удачей.
Фильм "В июне 1941-го" сделан явно на актера Сергея Безрукова, который убедителен что в роли бандита Саши Белого, что в роли поэта Сергея Есенина, что в нынешней пограничника Ивана Бурова – эдакого советского Рэмбо, который вместо того, чтобы прорываться к своим, в одиночку остается партизанить на заставе, занятой немцами. Если бы не потрясающая органичность Безрукова, то, например, упорное вкапывание его героем полосатого столба с гербом СССР посередь вотчины оккупантов, думается, вызвало бы исключительно иронию. Фильм явно сделан по голливудским стандартам, смотрибелен – и это все, что о нем хочется сказать.
Телеканал "Звезда" подготовил специальный проект "Личное отношение", идея которого сделала бы честь и любому федеральному каналу. Девять режиссеров среднего возраста и разной степени популярности (Егор Кончаловский, Евгений Лаврентьев, Авдотья Смирнова, Денис Нейманд, Владимир Котт, Александр Аравин, Илья Рубинштейн, Георгий Шенгелия, Виктор Наворски) сняли по короткометражному фильму-зарисовке о том, что для них значит День Победы. В основе каждого – глубоко личное воспоминание, небольшая, но запомнившаяся автору история, свидетелем которой он был.
Отношение, собственно, у всех участников проекта одинаковое – как и должно, благоговейное, речь ведь о празднике, священном для всех. Что касается воплощения – в 2–3-минутной новелле все на виду, ни фальшивой, ни пафосной ноты от зрителя не скрыть (как, впрочем, и степени собственной одаренности). Альманах, целиком показанный вечером 9 мая (с 3 мая короткометражки шли вразнобой между программами), продемонстрировал не только жанровое разнообразие, но и разнообразие качественное. Фильмы, сделанные в документальной стилистике ("Маросейка, 13" Ильи Рубинштейна, "Ради жизни на земле" Георгия Шенгелия), оказались, что называется, на уровне. Сделанные же в стилистике художественной ("Особое задание" Дениса Дейманда, "Надпись" Владимира Кота, "Праздник со слезами на глазах" Егора Кончаловского) показались умозрительно-иллюстративными уроками на заданную тему. А снятый в рекламно-клиповой манере "Флешмоб" Виктора Наворски просто вызвал недоумение: слово "спасибо", выложенное на лужайке из улыбающихся молодых людей, можно разглядеть разве что с высоты птичьего полета. Но ветераны не летают, и так и хочется спросить: а что, это все, что нынешняя молодежь может им предложить?.. Особняком стоит художественно-биографической "Вокзал" Авдотьи Смирновой (привет одному из лучших военных фильмов советских лет – "Белорусскому вокзалу" Андрея Смирнова). Недовольный взрослым сыном отец, собирающийся на встречу с однополчанами, выговаривает ему за все на свете, в том числе за написанную им повесть "Вокзал": "Командира разведроты обязательно надо было делать сантехником? Это – герои, фронтовики? Подвиг прославлять надо, а ты!" Ругаемый сын, как вы, наверное, догадались, это режиссер Андрей Смирнов, а шестилетняя девочка, путающаяся у взрослых под ногами и беспрестанно требующая: "Папа, покачай меня!" – маленькая Дуня Смирнова. И чтобы уж все точно связали одно с другим – новеллу завершают несколько музыкальных фраз из "Белорусского вокзала" в исполнении Нины Ургант: "Здесь птицы не поют, деревья не растут…"
Самой впечатляющей оказалась короткометражка Евгения Лаврентьева под названием "Трепет". Камера показывает со спины некую кучку стариков – серых, мешковатых, плохо одетых, с термосами в руках, что-то жующих… В тот момент, когда зритель начинает испытывать раздражение, досаду, жалость по отношению к этим бедолагам, из допотопного автобуса выскакивает военный, отдает приказ: "Кругом!", и серая масса вмиг не только обретает лица, но и ослепляет количеством медалей и орденов, рождая в зрителе именно что благоговение и трепет…
И все же лучшим подарком для зрителей оказались картины из золотого фонда советской эпохи: "В бой идут одни "старики" Леонида Быкова (Первый канал), "Проверки на дорогах" ("Звезда") и "20 дней без войны" ("Культура") Алексея Германа, "Белорусский вокзал" ("Россия") Андрея Смирнова. Который год подряд мы смотрим эти ленты 9 мая, знаем их чуть ли не наизусть, а они продолжают нас трогать, заставляя вновь и вновь утирать слезы. НГ