Ничто так не радует людей, как доля здорового маразма. Еще Сергей Довлатов писал о том, что хмурые и серьезные люди вершат грандиозные подлости, а герой Олега Янковского в "Том самом Мюнхгаузене" вторил прозаику, говоря: "Умное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица". "Первый канал" прислушался к классике и запустил в эфир откровенно хулиганскую передачу с таинственным названием "Прожекторпэрисхилтон".
Новое шоу "Первого" пополняет копилку юмористических программ на нашем ТВ. Жанр проекта "Прожекторпэрисхилтон" (кстати, это не ошибка, не невнимательность автора и редакторов "Фонтанки" - название программы в оригинале действительно пишется слитно) однозначно определить нельзя. Мы видим троих известных телеюмористов – резидента и продюсера "Комеди клаба" Гарика Мартиросяна, главного корпоративного массовика-затейника Ивана Урганта и Сергея Светлакова, исполнителя роли Ивана Дулина - фрезеровщика нетрадиционной сексуальной ориентации из шоу "Наша Russia". В кадре шоумены сидят за большим столом, на котором разложены свежие российские газеты. Ведущие листают прессу, зачитывают цитаты из попадающихся на глаза публикаций и отпускают шутки различной степени перчености и актуальности. Весь этот импровизированный конферанс разбавляется видеовставками со скетчами, сделанными в духе программ "Женская лига" и "Наша Russia" на "ТНТ".
Пожалуй, подобный газетно-чайный юмор можно было бы обозначить как "sit down comedy". Ведущие здесь ленивы, расслаблены и выглядят абсолютно неподготовленными к эфиру. Шутки отпускают неожиданно и сами смеются над собственными перлами абсолютно искренне. Создается иллюзия, что публика видит полную импровизацию, работу с чистого листа, живое движение ума столпов современной юмористической сцены. Те же, у кого новомодный гламурно-падонковский юмор вызывает аллергию, могут назвать все это не изящным словом "импровизация", а, скажем, "отсебятиной" или же "междусобойчиком".
Судя по всему, "Прожекторпэрисхилтон" занял в эфире "Первого" нишу, доселе принадлежавшую шоу "Большая разница", которое, впервые выйдя в эфир сразу после Нового года, быстротечно кануло в телевизионную Лету. Та программа – с вездесущими Цекало и Ургантом в качестве ведущих – являла собой уникальный для нашего ТВ образец добротно сделанного пародийного проекта, не хуже знаменитой "ОСП-студии" высмеивавшего различные телевизионные передачи, форматы и жанры. Однако хорошее никогда не длится долго: "Большая разница" вышла на экраны всего считанные разы. Руководство "Первого канала" объяснило исчезновение проекта из эфира трудоемкостью и дороговизной его производства.
Естественно, главный телеканал страны не мог долго оставаться без собственного юмористического шоу. Не то чтобы "Новые русские бабки" и прочие петросяны с "России" в затылок дышат – скорее, гламурные падонки с "ТНТ" молодежный сегмент аудитории переманивают. Да и телевизионный формат не терпит пустоты. И вот "первая кнопка" собирает за одним столом сливки современной комедийной ТВ-сцены. В представлении здесь никто не нуждается. Ургант и Мартиросян – те вообще самые настоящие "лица" "Первого". Резидент "Комеди клаба", к примеру, вел на первой кнопке шоу "Минута славы". Телепроекты же с участием Ивана Урганта и вовсе не поддаются исчислению. Навскидку можно вспомнить, скажем, многосерийный документальный цикл "Одноэтажная Америка", в котором Иван колесил по просторам США вместе с другой звездой "Первого" - Владимиром Познером.
А вот с Сергеем Светлаковым дело обстоит несколько иначе. В эфире канала господина Эрнста исполнитель роли Ивана Дулина и самого честного гаишника из "Нашей Раши" доселе замечен вроде бы не был. Да и шутки у Сергея, как выяснилось, будут поострее и посмелее, чем у "правильных" и сознательных Мартиросяна и Урганта. Так что можно констатировать: "Первый" экспериментирует, берет на вооружение новые имена и обращается к довольно одиозным персонажам развлекательной индустрии. Это ведь только Гарик Мартиросян понимает, что находясь в одной студии с Татьяной Толстой и Александром Масляковым, нельзя шутить так, как если бы ты был на подмостках "Комеди клаба". Светлакову, как представляется, абсолютно наплевать на то, что его позвали на ведущий телеканал страны, где не то что каждый репортаж – каждая шутка должна быть идеологически выдержанной и корректной.
Есть старый анекдот о солдате, который, смотря на груду кирпичей, думает исключительно о бабах – потому как он "всегда о них думает". То же и с новой передачей "Первого": о чем бы ни шутили глянцевые смехачи, они непременно скатываются до юмора ниже пояса. Вот лишь некоторые примеры: "Включаю телевизор, а там – Канделаки, говорящая “Многие меня считают иконой стиля”. Вот я думаю: я бы этой иконке свечечку бы поставил" (оглушительный хохот в студии). Или: "Дочка Буша выходит замуж. Теперь зять Буша будет делать с ней то, что весь мир мечтает сделать с самим Бушем". Дальше – в том же духе.
Кстати, отнюдь неспроста название новой передачи (вроде бы исключительно абсурдистское, отдающее какой-нибудь "Лысой певицей" Ионеско) отсылает нас к знаменитой в свое время телевизионной программе "Прожектор перестройки". Будете смеяться, но "Прожекторпэрисхилтон" - тоже вполне себе политически злободневное шоу. Актуальным в социальном плане темам здесь посвящено процентов пятьдесят шуток. Например, в первом выпуске программы ведущие вдоволь поиздевались над выборами в Америке, сбитыми грузинскими беспилотниками и даже над инаугурацией Дмитрия Медведева. К слову, когда веселые шутники-затейники стали вдохновенно разглагольствовать о том, как на репетициях церемонии "беспилотные телевизионные камеры" залетали в окна Кремля, мне на миг показалось, что сейчас "Прожекторпэрисхилтон" погаснет, а на экране появится сообщение "По техническим причинам в программе передач произошли изменения".
Но все же самой лихой шуткой программы стал не еретический пассаж про видеоряд трансляции инаугурации, а короткое замечание одного из ведущих, рассуждавших о значении передачи "Прожекторпэрисхилтон" для всего российского ТВ: "Мы будем менять, ничего не меняя. Как в этом году". На секунду: это - "Первый канал", почти что уикендный прайм-тайм. Лихо, не правда ли?
На таком любопытном фоне сценки со скетчами немного теряются. Все эти вяленькие юмористические зарисовки про пробки на дорогах, водителей маршруток и толстых милиционеров были бы скорее уместны в журнале "Фитиль" на канале "Россия". После довольно смелых шуток о выборах и госпоже Канделаки хотелось бы увидеть по "Первому" что-то более яркое.
Гарик Мартиросян, рассуждая в конце дебютного выпуска шоу о его роли в программе передач "первой кнопки", заметил: "Прожекторпэрисхилтон" - прослойка между "тупым мордобоем" (имеется в виду проект "Король ринга", выходящий в эфир перед новым проектом) и интеллектуальной игрой "Что? Где? Когда?". Прослойка, прямо скажем, получилась прелюбопытная – в меру хамская и хулиганистая, в меру – злободневная и провокационная. В общем, эту передачу можно с чистой совестью посоветовать друзьям. Одно только расстраивает: боссы "Первого канала", скорее всего, очень быстро одумаются и, испугавшись не в меру либерального зрелища, прикроют лавочку чудес. А жаль: шутки про выборы президента, звучащие на "Первом", будут поабсурдней пьес Эжена Ионеско. Ф