Медиановости

21 мая 2008 16:11

Выживут мощнейшие

Доля крупных компаний на рынке широкополосного доступа в Интернет (ШПД) Петербурга активно растет, в то время как местные операторы теряют свои позиции. Уже сейчас 60% рынка ШПД занимают такие игроки, как "Северо-Западный телеком" (СЗТ), "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (ТКТ) и "Корбина Телеком", хотя на 1 июля 2007 года их доля составляла не более 50%. Тройка лидеров будет усиливать свои позиции, и, по мнению аналитиков, консолидация рынка неизбежна.

По данным ИАА "Неделя сотовых технологий", объем рынка услуг выделенного доступа на северо-западе в 2007 году составил 5,5 млрд руб., из которых 3,8 млрд — объем петербургского рынка. На сегодняшний день на долю трех крупнейших игроков в сумме приходится 390 тыс. абонентов. При этом абонентская база СЗТ с середины 2007 года выросла на 100%, а ТКТ — на 150%. Абонентские базы крупных операторов продолжают расти быстрыми темпами, и мейджоры увеличивают присутствие на рынке, вытесняя более мелких игроков.

В то же время Юрий Брюквин, генеральный директор агентства "Рустелеком", отмечает, что динамика роста абонентской базы города замедляется. "Темпы роста падают, если в 2006 году количест­во частных абонентов выросло в 3,2 раза, то в 2007-м — в 2,6 раза, а в 2008-м — только на 60—65%", — говорит он.

Среди локальных операторов Санкт-Петербурга выделяются такие компании, как "SkyNet", "Элтел" и "Цифра", которые имеют абонентскую базу 20 тыс. абонентов и более. Константин Киселев, менеджер по маркетингу "Элтела", планирует привлекать абонентов за счет дополнительных услуг и расширения контента. "В этом году мы планируем подключить 15 тыс. квартир, — говорит он. — С другой стороны, цены на доступ так стремительно падают, что скоро уже будет сложно говорить о рентабельности". Поэтому "Элтел" планирует получать часть прибыли за счет дополнительных услуг.

"Основная борьба будет идти между СЗТ, ТКТ и "Корбина Телеком", — говорит Денис Кусков, директор ИАА "Неделя сотовых технологий". Среди домашних операторов он выделяет "Элтел" и "Цифру", которые имеют шансы остаться на плаву.

Между тем ряд экспертов предполагают, что на нынешнем растущем рынке ожидать большой волны слияний и поглощений не стоит. Крупные операторы при покупке более мелких компаний могут столкнуться с определенными трудностями. "Дело в том, что многие руководители мелких операторов, когда идет речь о продаже компании, устанавливают неадекватную цену, — говорит аналитик, попросивший об анонимности. — Они берут московский тариф и применяют его на свое количество пользователей. В то же время пятая часть этих пользовательских соглашений может быть неактивна, а технический уровень компании крайне слаб". Кроме того, отмечает собеседник РБК daily, у домашних операторов есть одно преимущество перед мейджорами — огромный контент, в большинст­ве случаев нелегальный, который и делает их привлекательным для абонентов. В случае же покупки их крупными компаниями, которые не могут себе позволить медиапиратство, может наблюдаться отток пользователей. RBC