Медиановости

22 мая 2008 15:44

Не вышли на газетную площадь

"Задушить свободу слова можно разными способами. Например, резким повышением почтовых тарифов на подписку" — именно с такими модулями на первой полосе должен был выйти вчера ряд московских газет. И далее мелким шрифтом: "Сегодня газеты и журналы России выражают протест против срыва подписной кампании. Это пустое место символизирует то, что еще один канал получения информации становится для многих читателей недоступным. Президенту России Д.А. Медведеву направлено коллективное письмо руководителей печатных изданий с предложениями по урегулированию проблемы почтовых тарифов". Однако акция не состоялась.

В числе участников акции были три главных редактора, совмещающие эти посты с членством в Общественной палате, — "Московского комсомольца", "Комсомольской правды", и "Аргументов и Фактов", а также главный редактор "Известий". Именно они вчетвером "от имени большинства печатных СМИ, от имени граждан России, вынужденных отказаться от подписки" подписали письмо на имя нового президента. "Подписка на периодические издания для миллионов граждан Российской Федерации является основной формой получения информации о жизни страны и общества, — говорилось в письме. — Запланированный ФГУП "Почта России" существенный рост тарифов на услуги по организации подписки, в ряде регионов на 100%, приведет к исчезновению института подписки в России, и фактически, к разрушению единого информационного пространства нашей страны". После отправки письма в администрацию они также решили провести акцию, опубликовав "только 5 строчек на белом фоне". "Так будет выглядеть в среду первая полоса крупнейших газет и журналов России", — сообщала журналистам Общественная палата.

Однако акция не состоялась. "Мы хотели попротестовать в открытую, — сказал "Новой" уже во вторник Владимир Мамонтов, главный редактор "Известий". — Но благодаря чудесной, фантастической поддержке электронных СМИ, которые уже успели про это сообщить, мы получили весьма обнадеживающую реакцию на наши пожелания, — еще не успев ничего выпустить. Мы получили достаточно серьезные заверения, что проблемы будут решены. И после такой реакции, наверное, нет смысла тратить драгоценную газетную площадь".

Главный редактор "АиФ" Николай Зятьков сказал "Новой", что "вопрос решается без таких пожарных мер", а потому публиковать готовые модули не имеет смысла. Он считает, что "письмо, которое направлялось президенту, возымело действие". "Я в Воронеже, я не в курсе дела, — на просьбу "Новой" прокомментировать срыв акции сказал "Новой" главный редактор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин. А главный редактор "МК" Павел Гусев в ответ на эту просьбу подчеркнул, что акция лишь "приостановлена". "В ситуацию с "Почтой России" вмешались администрация президента, Министерство связи и массовых коммуникаций и Роспечать, — сказал он. — На четверг собирается большая встреча (о работе "Почты России". — Н.Р.), даны заявления, что вопрос будет решен положительно". Однако "если в ближайшие дни он решен не будет, мы акцию продолжим", — заверил Гусев.

К акции намеревался присоединиться и главный редактор "Независимой газеты", ее владелец Константин Ремчуков. "Меня спросили, могу ли я принять участие — из солидарности. И я, конечно, согласился, — рассказал он. — В понедельник нам прислали модуль, во вторник я подписал первую полосу в печать и уехал на обед с японским послом. И, пока мы ели суши и пили сакэ, мне позвонил Володя Мамонтов, сказал, что, Щеголев (Игорь Щеголев — новый министр связи и массовых коммуникаций. — Н.Р.) и Сеславинский заявят, что они не осознавали масштаб проблемы. И, если инициаторы говорят, что проблема решена, то нельзя быть святее папы Римского".

Одна из последних протестных акций с пустыми полосами состоялась в январе 2005-го, после суда между Альфа-Банком и "Коммерсантом". Тогда газета опубликовала это решение, оставив остальные полосы белыми. "Я тут при чем? Зачем вы меня преследуете? — кипятился главный редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев во вторник на просьбу прокомментировать срыв акции. — Я никогда не участвовал ни в каких акциях: журналистика — это журналистика, заметку про акцию мы напишем". (Заметка не вышла. — Н.Р.) Отвечая на вопрос об отношениях СМИ с "Почтой России", Васильев заметил: "Cама по себе — это очень устаревшая структура, а государство как собственник оказалось не то что неэффективно, а беспомощно и даже вредно".

Дословно

Реакция Михаила Сеславинского действительно последовала. Как сообщает официальный сайт Роспечати, Сеславинский во вторник заявил следующее: "Нам понятна острота этой проблемы, которая существует не первый год, – сказал он. – Очевидно, что государство не должно стоять в стороне от взаимоотношений "Почты России" – основного оператора подписного рынка страны – и издателей периодики, способствовать диалогу и поиску компромиссных решений. Именно поэтому правительство России предметно и планомерно занимается этим вопросом совместно с отраслью, с издательским сообществом. (…) После реструктуризации Правительства РФ, когда ФГУП "Почта России" с ее 42 тысячами отделений почтовой связи, системой экспедирования и магистральных перевозок, сотнями газетно-журнальных сортировочных узлов и десятками тысяч почтальонов, способных повсеместно донести подписные тиражи до потребителей, и отрасль массовых коммуникаций, к которой относятся десятки тысяч российских газет и журналов, оказались подведомственны одному федеральному органу исполнительной власти – Министерству связи и массовых коммуникаций, – у нас появляется реальная возможность найти эффективное решение этой проблемы".

О реакции министра Игоря Щеголева пока неизвестно. Н