Медиановости

27 мая 2008 18:30

Интернет-бум 2.0

Два российских портала-лидера готовятся к IPO. Прочие переоценивают свой бизнес

Грядущее IPO "Яндекса" — это как бы даже и не новость. Рассказами о том, что размещение произойдет "уже совсем скоро", близкие к компании инвестбанкиры потчуют прессу уже года два. Но на этот раз сразу несколько заслуживающих доверия источников в банках (в числе потенциальных организаторов размещения называют Citibank, Goldman Sachs и Credit Suisse) уверяют, что конкретные сроки IPO "твердо определены". Кроме того, на биржу заторопился другой отечественный интернет-гигант — Mail.ru. Главный поисковик Рунета, вероятнее всего, станет публичным осенью, а главный "почтальон" — уже летом.

Официально обе компании свои планы не комментируют, но этим только увеличивают накал страстей. Еще в прошлом году оценки стоимости "Яндекса" крутились вокруг цифры $3 млрд. Теперь же в прогнозах аналитиков чаще всего упоминаются умопомрачительные $5 млрд. А ведь это 30 годовых выручек "Яндекса" за прошлый год! Не слишком ли много? Как посмотреть. Китайский поисковик Baidu, к примеру, оценен еще выше — он сейчас стоит $11,6 млрд, то есть 50 выручек 2007 г. Но позиции Baidu на местном рынке все же сильнее, чем у "Яндекса". По различным оценкам, на Baidu приходится от 67 до 74% поисковых запросов в Китае, а на "Яндекс", по данным LiveInternet за май, — 53,5% российских. В абсолютных цифрах разрыв и вовсе огромен — Baidu получает порядка 3,5 млрд запросов в месяц, а "Яндекс" — 600-700 млн. Зато рентабельность "Яндекса" по OIBDA выше, чем у Baidu (59,4% против примерно 30% в 2006 г., более свежие данные не публиковались).

"Яндекс" не особенно нуждается в деньгах, компания генерит устойчивый денежный поток. В 2006 г. ее чистая прибыль составила около $30 млн, в прошлом, по неофициальным данным, она была почти в 2,5 раза больше. На развитие этого хватит, так что цель IPO — простое и естественное желание акционеров заработать в условиях удачной конъюнктуры. Судя по всему, большую часть своего пакета в "Яндексе" продаст американский фонд Tiger Teсhnologies, который сейчас владеет примерно 15% акций.

Заявленная капитализация Mail.ru — $2 млрд. По данным источников в компании, в прошлом году ее выручка составила порядка $70 млн. Таким образом, для оценки почтовика применен тот же мультипликатор, что и для "Яндекса". Хотя еще прошлой осенью, когда южноафриканская Naspers увеличила свою долю в этой компании до 32,6%, сумма сделки рассчитывалась, исходя из оценки капитализации Mail.ru в $1 млрд. Чтобы разместиться в заявленном коридоре, Mail.ru важно провести IPO раньше "Яндекса" — на обе компании сразу аппетита у инвесторов может и не хватить. Время Mail.ru выбрала удачное: портал демонстрирует очень высокие показатели посещаемости. В апреле Gallup впервые обнародовала предварительные данные о российской аудитории порталов. В Москве Mail.ru отстает от поисковика, зато в целом по России у компаний сложился паритет. Почтовый сервис обогнал "Яндекс" по дневной аудитории (5,85 млн человек против 5,56 млн в марте), но чуть-чуть отстает по месячной (13,5 млн против 13,55 млн). Так что у генерального директора Mail.ru Дмитрия Гришина были все основания заявить: "Мы — первые!", а у главы "Яндекса" Аркадия Воложа — примирительно ответить: "Мы оба первые".

Интриги размещению Mail.ru добавляет ее закрытость. Основной владелец — руководитель холдинга NetBridge Юрий Мильнер — известен своей нелюбовью к публичным выступлениям. После 2005 г. Mail.ru ни разу не публиковала своих финансовых результатов. И все равно инвесторы полны энтузиазма. Слухов об IPO "Яндекса" и Mail.ru оказалось достаточно, чтобы инвесторы вспомнили о прочих публичных российских интернет-компаниях. 21 мая, в день оглашения обеих новостей, котировки акций холдинга РБК на ММВБ выросли на 4,4%, а котировки Rambler на Лондонской бирже — на целых 12,1%.

"Для РБК и Rambler размещение Mail.ru и “Яндекса” — отличная новость, — говорит аналитик ФК “Уралсиб” Константин Чернышев. — Эти компании смогут привлечь крупных инвесторов, что должно подтолкнуть котировки действующих публичных компаний". Если "Яндексу" и Mail.ru и впрямь удастся разместиться по заявленной цене, вряд ли найдутся разумные причины, чтобы у той же Rambler, несмотря на более низкую рентабельность бизнеса, остались те же мультипликаторы, что и сейчас, — пока она стоит меньше, чем шесть выручек за 2007 г. SmartMoney