Мнения
/ Интервью

28 мая 2008 11:02

Бина Богачева: "ЖЖ – идеальная кузница способных пишущих кадров"

Lenizdat.ru продолжает серию интервью с авторами, совмещающими писательскую деятельность с журналистикой. С петербургской писательницей, колумнистом и блогером Биной Богачевой состоялся разговор о том, помогают ли навыки журналиста писать книги, о популярных жанрах литературы и проблемах современной журналистики.

Lenizdat.ru: Бина, тесно ли связаны журналистская деятельность и труд писателя?

- И у журналиста, и у писателя должно быть отменное чутье. Очень важно уметь собирать, аккумулировать, анализировать информацию и излагать ее в доступной для понимания форме. Любой талантливый журналист - наполовину писатель. Наполовину – потому что есть еще забег на разные дистанции. Некоторые так и остаются спринтерами. Талантливо писать научить невозможно. Помните, как на суде Бродского спросили: "Кто сказал вам, что вы поэт? Вас этому учили?". И он ответил, что всегда искренне считал, что это от Бога.

Lenizdat.ru: Помогают ли навыки журналиста создавать книги?

- Безусловно. Когда-то давно я попробовала свои силы и в аналитическом, и в информационном жанре - и справилась, так что добыть информацию, переварить и подать ее я умею. В этом мне, в том числе, помог и юрфак. Другое дело, что на выходе получается нечто специфическое.

Lenizdat.ru: С какими изданиями вы сотрудничали? Какой опыт приобрели?

- В журнале "Женский Петербург" я четыре с лишним года вела колонку "Борьба без правил". Потом был "Free Time" - "Время для будущего", "Лайм" -  "Женский разговор", "Деловой Петербург" и масса изданий, для которых я готовила и готовлю до сих пор интервью с писателями, рецензии, обзоры. Опыт бесценный! Для свободного владения словом, как в игре на инструменте, требуется ежедневное музицирование и чтение нот. Не важно, где это происходит - в переходе или консерватории, главное, что приносит удовольствие и делается каждый день. В этом плане ЖЖ – идеальная кузница способных пишущих кадров. Интересные метаморфозы произошли и в коммуникативной сфере. Очень быстро и почти неизбежно хобби вступило в эру битвы в хитром мужском мире под названием "бизнес".

Lenizdat.ru: Как возникла идея написания первой книги? Что это была за книга, и быстро ли вы ее написали?

- Первая книга писалась два года, как эксперимент с крупной формой. Потом ее мистический сюжет лег в основу "Кислотно-Сволочного Баланса", романа серии "ЖЖ". Я переписала его от первого лица, где и притворилась героиней, которую когда-то сама придумала. Но вышла она уже второй по счету. Настоящим вдохновением, чтобы, наконец, хорошо поврать за вознаграждение стал роман "Интернет/Да".

Lenizdat.ru: В каком жанре вы работаете, и почему вам близок именно этот жанр?

- Психологическая проза очень любопытна мне в литературе XIX, начале XX века. В этом жанре работали Моруа, Флобер, Набоков, Гончаров, Толстой, Достоевский, Берберова, Нагибин. И мне кажется, эта ниша незаслуженно свободна сейчас. Писать ведь интересно то, что сам с удовольствием читаешь. Каждый из "человеков", безусловно, ткет тут свою историю, но тенденции делают их слишком похожими одна на другую, это наделяет, казалось бы, чужой опыт, некой универсальностью. А вот в этом уже неплохо бы разобраться. Современность – отличная фактура для осмысления происходящего в ищущей человеческой душе. Чего там только не намешано: и отголоски полезного прошлого, и ломка стереотипов, и обретение внутренней свободы, и скованность от обстоятельств! В этом жанре ты присутствуешь в неком анатомическом театре тонких материй.

Lenizdat.ru: Какие навыки, черты характера, являются для писателя самыми важными?

- Стивенсон говорил об очаровании – качестве, которым должен обладать автор. Набоков добавил: волшебник, учитель, хороший рассказчик. Я позволю себе внести в этот список любознательность и усидчивость. Почти оксюморон для меня.

Lenizdat.ru: Насколько велика роль вдохновения?

- Это своеобразное подключение к каналу. Вопрос – как часто оно происходит. Когда внутри тебя уже поселяются герои, - которых только отчасти, пожалуй, можно принять за мультиплетарные личности, - ты сам в нем становишься заинтересованным. И здесь главное не лениться. Все внутри напряжено до того момента, пока не будет поставлена точка. И очень нехорошо, когда по какой-то причине не получается долго сесть за продолжение начатой истории. Это внутреннее напряжение невозможно ничем изжить.

Lenizdat.ru: Легко ли найти своего издателя? Чем, по-вашему, можно его заинтересовать?

- Издатель - это же не мальчик-дурачок в цирке. Как вы себе представляете его заинтересованность в вас, кроме того, что вы можете написать что-то, на его бизнес-взгляд стоящее? На чем он сможет заработать денег. Главное, чтобы мальчик не оказался извращенцем. Он смотрит на вас, вы на него, и от этого делается или не делается ваша польза взаимной и полезной. Если вы небесталанны, издаться не вижу никаких проблем. Куда более сложной и непредсказуемой будет дальнейшая ваша судьба.

Lenizdat.ru: Как вы оцениваете рынок современной российской литературы и журналистики? Какие жанры и темы сегодня преобладают?

- Литература, как и журналистика, стала напоминать панельную девку. Не вся, слава богу. Есть те, кто не хочет продаваться и им труднее. Писать романы по готовому синопсису или по dvd может быть кому-то и кажется интересным, не знаю даже, для чего. Жанры и темы? Мне неинтересно рассуждать об этом: гламурные сплетни, политика… Я спокойно пролистываю этот контент.

Lenizdat.ru: Почему, по-вашему, в современной журналистике появилось столько "желтухи", а литературе – "гламура"?

- Потому что этим можно кормить необразованную публику, не имеющую других интересов и самим кормиться. Как говорится, ничего личного…

Lenizdat.ru: Насколько сегодня развита литературная критика? И вообще, насколько журналистам интересна книжная тема?

- Развита, и могу сказать, что весьма интересна. Мало того, среди непрофессиональных критиков из числа читателей есть немало талантливых людей, которые зрят в корень и действительно умеют читать, анализировать произведения. Одно дело сочинять музыку, другое - исполнять произведение автора. Можно же сделать это из рук вон плохо, прочесть, ни черта не понять и еще другим рассказать. Как в том анекдоте: "Правильно говорил товарищ прапорщик, фигня этот ваш стриптиз". Меня очень радуют талантливые читатели, другими словами.

Lenizdat.ru: Какие проблемы, по-вашему, присущи современной журналистике и литературе?

- Спешка, нехватка времени, чтобы хорошенько разобраться в теме.

Lenizdat.ru: Как, по-вашему, будет развиваться рынок современной литературы? Какие новые направления могут появиться?

- Впереди развитие рынка электронных магазинов, как, например, сейчас это делает "Литрес". Отечественный детектив будет и далее активно интегрироваться с другими жанрами, закрепляя новые тенденции литературной эклектики. Яркий пример – книги Марининой. Еще какое-то время будут активно продаваться "фантики" в виде ярких, кричащих обложек. Книжки без обложек – очень интересная тема, на мой взгляд. Это вполне себе книжки не для всех. Но маслит не умрет никогда. Его процент строго пропорционален интересам, ищущей отвлечений и развлечений публики. Я все пытаюсь найти Дарью Донцову в XIX веке. Она была однозначно. И у меня даже появились первые предположения.

Lenizdat.ru: Каковы перспективы журналистики? Какие жанры и темы, по-вашему, будут актуальны?

- Полагаю, тут мы продолжим оглядываться на запад и тащить к нам в эфир все, что там не приколочено. Постсоветское пространство нами все еще не преодолено, голод и развязанные руки пока творят на его просторах чудеса. Онлайн-журналистику, как мне кажется, еще только ожидает буйный расцвет. Художественно-публицистические и аналитические жанры подарят новых авторов, которые, заматерев, уйдут в литературу, как это произошло с Юлией Латыниной, Андреем Колесниковым.