Медиановости

3 июня 2008 11:24

Президент заступился за СМИ

Президент РФ, как и ожидалось, предложил Государственной Думе снять с дальнейшего рассмотрения скандальные поправки в закон о СМИ, которые фактически позволяли властям закрыть неугодное издание без суда и следствия. Депутаты и сами не рады, что ввязались в эту историю. Если в первом чтении законопроект, внесенный бывшим пресс-секретарем молодежного движения "Наши" Робертом Шлегелем, был принят почти единогласно, то перед вторым чтением за него собирался проголосовать разве что сам автор.

"Единая Россия" снова оказалась в роли гоголевской унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Сначала поправки в закон о СМИ, предложенные бывшим активистом "Наших" Робертом Шлегелем не были поддержаны думским комитетом по информационной политике. Депутаты сочли их "очередным закручиванием гаек и лишением людей свободы слова". Напомним, что Шлегель предложил установить внесудебный порядок лишения СМИ права на распространение информации. "Необходимо вывести клевету из абстрактного понятия "уголовно-наказуемых деяний", - уговаривал коллег молодой парламентарий, представляя законопроект.

И вот 25 апреля Дума, вопреки своему предыдущему решению, единогласно поддержала эту инициативу. За введение поправок, ужесточающих закон о СМИ, проголосовало подавляющее большинство - 399 человек. Однако прав оказался заместитель председателя комитета по информационной политике Борис Резник предсказавший, что скандальный документ не дойдет даже до второго чтения. "Есть люди, которые в силах остановить этот процесс", - напророчествовал Резник в эфире "Эха Москвы", напомнив, что даже в случае принятия Госдумой законопроекта во втором и третьем, окончательном, чтении, его может не утвердить Совет Федерации или не подписать президент РФ.

Депутат как в воду глядел. Сначала против "поправок Шлегеля" однозначно высказалась Общественная палата. По мнению большинства ее членов, предложенный законопроект не только вопиюще противоречит принципу презумпции невиновности, но и "представляет собой попытку неоправданного ограничения конституционного права граждан на свободу массовой информации и свободу выражения мнений ввиду несоразмерности этих ограничений защищаемым ценностям". Еще через какое-то время стало известно, что точно такой же точки зрения придерживается и президент страны. Очевидно, Дмитрий Медведев не поленился лично донести свою позицию о "законопроекте Шлегеля" до Бориса Грызлова, поскольку в речи спикера, пытавшегося объяснить, почему "Единая Россия" не поддержит поправки во втором чтении, журналисты услышали только один аргумент: "Дмитрий Анатольевич Медведев считает, что в таком виде они преждевременны".

В понедельник вечером выяснилось, что Дмитрий Медведев считает предложения Шлегеля не просто преждевременными, а, по меньшей мере, нецелесообразными. "Очевидно, что положения законопроекта могут привести исключительно к созданию препятствий для нормального функционирования средств массовой информации и не способствуют достижению поставленной цели - охране интересов граждан от распространения сведений клеветнического порядка", - говорится в заключении президента РФ на этот законопроект, поступившее в Госдуму.

Дмитрий Медведев отмечает, что нельзя согласиться с доводами автора, предлагающего "вывести клевету из абстрактного понятия "уголовно наказуемых деяний". "Прежде всего, необходимо отметить, - пишет он, - что "уголовно наказуемое деяние" не является абстрактным понятием, представляя собой правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. В частности, уголовно наказуемым деянием признается клевета, ответственность за которую предусмотрена статьей 129 Уголовного кодекса РФ".

Далее в своем заключении глава государства высказывается за сохранение существующего порядка признания СМИ виновным в распространении информации клеветнического характера. "Неоднократное распространение средством массовой информации сведений клеветнического характера, подтвержденное вступившими в силу приговорами судов, является основанием для прекращения функционирования средства массовой информации", - напоминает Дмитрий Медведев.