Медиановости

5 июня 2008 13:40

Медиапризыв во власть

Во вторник на заседании петербургского правительства был представлен новый руководитель комитета по культуре. Им стал 43-летний Антон Губанков, последние 10 лет успешно возглавлявший петербургские "Вести". Однако в том, что в новой должности ему удастся сохранить такую же стабильность, вряд ли можно быть стопроцентно уверенным – слишком уж беспокойное кресло досталось.

После отставки в 2000 году Владимира Петровича Яковлева, начавшего руководить комитетом еще при Анатолии Собчаке, особняк на Невском, 40 страдал от кадровых перетрясок, как ни одно петербургское ведомство. Евгений Колчин, Ольга Иванова и Надежда Кущенкова с трудом набирают 3 года председательства на троих. Николаю Бурову – народному артисту России и бывшему главе петербургского союза театральных деятелей – повезло больше, его чиновничий стаж слегка превысил трехлетку.

Считается, что его карьеру подкосила "неудачно проведенная театральная реформа". А точнее – первые робкие попытки ее начала в городе на Неве. После того, как актеры трех городских театров были переведены на контракты, культурная общественность Петербурга возопила о разрушении репертуарного театра. Стенания возымели действие, реформу de facto остановили, а г-н Буров (во всеуслышание заявлявший о том, что уйдет, если эксперимент провалится) в самом деле засобирался в отставку.

Первая попытка уйти состоялась в январе 2008-го, сразу же после скоропостижной смерти директора ГМП "Исаакиевский собор" Николая Нагорского. Руководители ряда петербургских музеев в коллективном письме попросили губернатора назначить на освободившееся место Николая Бурова. Считается, что в тот же день сам г-н Буров написал прощение об уходе из комитета. Однако губернатор предпочла его не отпустить, предоставив Бурову взамен отставки недельный отпуск.

По нашей информации, на тот момент у руководителей Смольного просто не было подходящей кандидатуры на замену. Да и к тому же накануне судьбоносного президентского голосования было решено не мутить воду серьезными кадровыми переменами где бы то ни было.

Выборы меж тем прошли, и отставка, столь неудобная зимой, весной оказалась весьма в строку смольнинских кадровых интриг. К тому же, в начале апреля свой пост вынужден был покинуть Антон Губанков, человек вхожий не только к Алле Маниловой, но и самой Валентине Матвиенко. Пасьянс одним словом разложился, и после серии консультаций решение (Манилова – вице-губернатор, Губанков – председатель комитета) было принято.

Но вот облегчат ли неплохие отношения с начальством работу г-ну Губанкову на новом посту – большой вопрос. Ряд наблюдателей полагают даже, что события будут развиваться в противоположном ключе. Просто потому, что тандем "Тарасов-Буров" для любителей интриг (которых немало как в самом культурном сообществе Северной Пальмиры, так уж тем более вокруг него) представлял не бог весть какой интерес. Другое дело – тандем "Манилова-Губанков": любая неоднозначная ситуация, в которую оный окажется вовлечен, неизбежно будет оцениваться с учетом политической составляющей, и, посему, производимый шум окажется в разы громче.

Кроме того, придется что-то решать и с обыденными культурными проблемами Северной столицы, коих накопилось немало. Причем в первую очередь – с той самой театральной реформой, которая учреждениям петербургской Мельпомены просто необходима, но ими абсолютно не приемлема. Если прибавить к этому традиционно существующие противоборствующие группировки (творцы с одной стороны, финансисты с другой, и чиновники с третьей) и их разнонаправленные интересы, то получится исключительно взрывоопасный коктейль.

Вряд ли меньше хлопот на новом посту будет и еще у одного медиаменеджера, получившего властное кресло на этой неделе: Владимир Угрюмов стал главой комитета по информационно-аналитическому обеспечению правительства Ленинградской области.

Объясняя это назначение, петербургские журналисты непременно вспоминали предыдущего хозяина этого кресла, Михаила Куржиямского, прослужившего в областном Белом доме чуть больше полугода и отбывшего на работу в первопрестольную. Мол, он не сумел сработаться с нами, журналистами, и свой пост потерял – а, значит, главной задачей его сменщика станет налаживание этих самых связей.

Подобные комментарии, впрочем, могут продемонстрировать незаинтересованному наблюдателю разве что уровень самосознания петербургских "акул пера", но, к сожалению, мало что могут сказать ему о реальном положении дел. Ибо первая и главная задача, которую предстоит решать этому весьма опытному и уважаемому медиаменеджеру, – контр-PR давней смольнинской задумки о слиянии города с сопредельной областью.

Ряд источников полагает, что именно "интеграционный проект" является главной политической задачей Валентины Матвиенко на ее второй срок. А раз так, события на этом направлении будут развиваться стремительно, ибо сама Валентина Ивановна недавно объявила о том, что собирается закончить с губернаторством уже в 2011 году (слова эти прозвучали на минувшей неделе в интервью "РИА-новостям", которое, по странной прихоти обстоятельств, осталось малозамеченным петербургскими медиа). В Смольном, по сведениям "Росбалт-Петербург", уже функционирует специальная рабочая группа, просчитывающая возможные варианты реализации объединительного проекта. В области же, чей руководитель Валерий Сердюков не раз громко высказывался против интеграции, а на этой неделе и вовсе отметился утверждением "Ленинградская область 80 лет стояла, и еще 80 простоит", аналогичная работа по сути дела не ведется – в том числе из-за скудности кадрового потенциала. Владимиру Угрюмову достался комитет, где не заполнена половина должностей, есть вопросы с пресс-секретарем губернатора и главой пресс-службы правительства.

Последний вопрос, на который стоит ответить в связи с кадровыми решениями этой недели – случайно ли, что новыми чиновниками со столь несхожим кругом задач оказались, как на подбор, две влиятельные персоны петербургского медиарынка. Думается – нет, не случайно. Ибо давно уже замечено, что для многих начальников, принимающих властные решения в последние годы, в реальности никаких особых проблем не существуют, а есть только искаженные инвективы СМИ. Ну а раз так, кому же еще, кроме опытных медиаменеджеров, с ними разбираться? Эдакий петербургский медийный постмодернизм.