Медиановости

26 июня 2008 13:46

Александр Роднянский: "Я вообще пришел на ТВ из кино по недоразумению"

Александр Ефимович Роднянский (в кругу друзей — Леша) пришел на СТС в 2002-м. Вскоре после этого стало вовсю колотить НТВ, Борис Йордан после "Норд-Оста" был в обвинен в паспорте (нероссийском) и рейтингах на крови. И Роднянского, руководившего и владевшего "1+1" на Украине, активно сватали на его пост. Но у "Газпрома" оказались другие планы — на пост начальника посадили Николая Сенкевича, известного тогда в медиасреде только своей (папиной) фамилией. А Роднянский обрел себя на канале, демонстративно отказавшись от новостей и сконцентрировавшись на "качественном" развлечении. СТС, известный прежде всего "Окнами", превратился в респектабельный канал, который переливает теперь в логотипе золотом и платиной и с которым не страшно оставить детей. За этим золотом СТС и контракты с ведущими западными "мейджерами" — Universal, Disney, Dream Work, Paramount.

Правда, вкус иногда и ему изменял — в последнем сезоне в эфире появились "Тридцатилетние", где один из героев, сидя на унитазе, разговаривал со своими гениталиями. А юмористическое шоу с "резидентом" Comedy Club Вадимом Галыгиным стало одним из худших образцов юмора на нашем ТВ — разговоры в программе крутились вокруг все тех же тем. Хотя именно СТС в последние годы образец того, что и юмор может быть на телевидении качественным ("Хорошие шутки", "Слава богу, ты пришел!"). Но канал расстался с Александром Цекало, и на этой "поляне" теперь активно работает Первый ("Прожекторпэрисхилтон", "Большая разница").

За эти годы Роднянский показал и что такое экспансия — Роднянского стало много, на базе СТС был организован громадный холдинг уже с тремя российскими каналами : СТС, "Домашний", ДТВ. (Сейчас, кстати, перед менеджерами стоит почти тот же выбор — оставить в эфире "Голые и смешные" на ДТВ или рискнуть, отказавшись от одного из самых рейтинговых проектов канала.) Ко всему этому — две производящие компании и зарубежные активы…

Он показал, что ТВ может быть не только политическим орудием, а стать участником рынка (одним из первых среди медиакомпаний "СТС Медиа" разместилась на Нью-Йоркской фондовой бирже, провела так называемое IPO). Потом Роднянский с партнером Игорем Толстуновым купил "Кинотавр"… Он показал, как можно и нужно работать с прессой: до сих пор Роднянский — самый открытый для прессы топ-менеджер ТВ первого звена.

Конечно, Роднянский работал по правилам. Политики на каналах нет и не будет, и это — один из серьезнейших постулатов развития холдинга. И программа Светланы Сорокиной и Алексея Венедиктова два года назад была закрыта моментально — после того, как началась "политика". И он показал также, как важна личная дружба — с такими "акулами", как Константин Эрнст и топ-менеджер "Видео Интернешнл" (крупнейшего продавца рекламы на ТВ) Сергей Васильев. А на значимые премьеры приглашались видные чиновники администрации президента…

И вот Роднянский уходит с постов гендиректора "СТС Медиа" и автоматически — с СТС и "Домашнего". На его место приходит финансист Антон Кудряшов, известный созданием издательского дома "Афиша" и руководством на НТВ+. Роднянский, по-видимому, стал заложником успеха. Когда сериал "Не родись красивой" неожиданно "выстрелил", потесня в рейтингах грандов отечественного ТВ, от канала стали ожидать таких же показателей… Один из крупнейших акционеров Петр Авен и новый гендиректор Антон Кудряшов оказались недоступными для комментариев.

О причинах произошедшей отставки Александр Роднянский рассказал "Новой".

Как же так? Не обидно?

— Да все нормально, мы опубликовали пресс-релиз, там все внятно сформулировано. Не обидно, это же наше совместное решение.

По вам было как-то незаметно в последнее время, что этот пост вас тяготит.

— Слушайте, по мне многое чего незаметно, но это тяжелая внутренняя жизнь – насыщенная огромным количеством административных, финансовых и управленческих функций, сухой менеджерской деятельностью, требующей постоянного присутствия в офисе и концентрации — в интересах акционеров. Причем чем дальше, тем больше. И оттого — огромное количество отчетов, документооборота, внутренних политик, немыслимое количество встреч с инвесторами. Сегодня, например, часа четыре будем утверждать бюджет одной из продакшн-компаний, и это уже финальная стадия трехмесячной ежедневной работы.

Надо понимать, что в данном случае речь обо мне идет не как о гендиректоре канала СТС, а как о гендиректоре компании "СТС Медиа", которая управляет большим количеством каналов. Только в России в ее владении три эфирные и две производственные компании ("Костафильм" и "Сохомедиа". — Н. Р.) плюс огромная инфраструктура в Казахстане (телеканал, производственный и рекламный бизнес) и в Узбекистане. А в ближайшее время будут новые и новые бизнесы…

Я справлялся — худо-бедно, совсем неплохо, но главное (его, Роднянского. — Н. Р.) преимущество связано с программными стратегиями, с брендами каналов, с качеством контента. Так что для меня ситуация теперь идеальная: я — президент компании, вошел в совет директоров канала, членом которого раньше не был, и крупнейший индивидуальный акционер компании (у меня — 5% акций, продавать которые не собираюсь).

Не забывайте, что у меня есть и свои проекты — "Кинотавр", Берлинский фестиваль, где я — член жюри. Я хочу для этого иметь время. Кино для меня — принципиальная вещь, я от него не хочу отказываться, я для этого придуман и заточен. Я вообще пришел из кино на ТВ по недоразумению — попросту кино не было. ТВ мне понравилось, я привык, но от "Кинотавра", например, не откажусь: хороший, приятный проект, важный для всей индустрии. А сколько всего в последние пять лет в кино происходило? В результате Тимур Бекмамбетов сделал большой фильм, а на каждом фестивале — куча всего любопытного, русского, дебютного.

У меня сейчас — и огромный фильм, который ежедневно по 2—3 часа забирает (идут съемки фильма по Стругацким "Обитаемый остров". — Н. Р.), и еще пара документальных. Вот весь комплекс причин. А в первый раз я этот вопрос уже ставил (перед акционерами. — Н. Р.), кстати, после того, как мы вышли на IPO. Я с этим справился — хватит.

Получается, вы как творческий человек перестали справляться с новыми менеджерскими функциями?

— У меня просто возникла угроза ухода из творческого сегмента. Вот и все. Ведь компания теперь уже публичная, не частная лавка, а огромный бизнес. А мне гораздо приятнее разговаривать со своими коллегами, которые делают сериалы, фильмы и программы, а не, простите, с теми финансовыми менеджерами, которые говорят на языке, для меня не интересном. Шесть лет назад, когда я пришел, компания стоила 100 миллионов (долларов. — Н. Р.), а сейчас — худо-бедно — 4 миллиарда. Немножко выросла, в 40 раз всего.

А вот появится еще несколько активов, несколько каналов… Мы не можем не перестраивать компанию. В итоге пришел финансист по образованию, блестящий менеджер, с хорошим опытом, но он же не творческий человек. Если бы нужен был человек вместо меня, искали бы с аналогичным опытом.

Правда, все так оптимистично?

— Если бы не было, я бы говорил другим языком — о том, какие все козлы и как все плохо.

Вам вменяют в вину то, что СТС проседает. Но при этом, конечно, очевидно, что проседает на фоне роста, который был не ожидаем.

— Я даже не хочу это комментировать. Всплески и подъемы естественны, это — телик. Если завтра пойдет сериал хорошо, нам тоже это в вину вменять будут? Наша задача — заточить "СТС Медиа" так, чтобы компания не зависела в финансовых показателях и стоимости для акционеров от рейтингов одного или другого канала. Про нас про всех, к сожалению, коллеги ничего хорошего не говорят. Я не слышал хороших слухов про Добродеева или Эрнста — их либо "увольняют", либо они "уходят". Но при этом мы 10 лет за ними наблюдаем в должностях.

Рейтинги не являются основанием для каких бы то ни было решений. Рейтинги — это лишь следствие. Например, того, что, к сожалению, времени на СТС у меня было процентов 30. А оттого, что "Домашний" меньше, это не значит, что им нужно меньше заниматься. А 31 канал в Казахстане? Думаете, мы сетки не смотрим, местными новостями и элитой не занимаемся? Это же люди! А новых не было… Поэтому говорить про "СТС Медиа" как об СТС, рейтинги которого не так хороши, — поверхностно. "СТС Медиа" — это не СТС, это как "Газпром-Медиа" — с НТВ, ТНТ, с тем и с другим. Н