Мнения
/ Интервью

30 июня 2008 18:15

В.Угрюмов: "Я считаю журналистов партнерами в коммуникационном процессе"

Председателем Комитета по информационно-аналитическому обеспечению правительства Ленинградской области с июня стал Владимир Угрюмов. Чем привлекательна для журналиста работа чиновника, какие шаги предпринимает новый глава для налаживания сотрудничества со СМИ, какие ставит перед собой задачи? Об этом и многом другом рассказал Владимир Угрюмов в интервью корреспонденту Lenizdat.ru.

Lenizdat.ru: Как правило, когда приходит новый руководитель, меняется политика ведомства. На каких трех китах будет держаться ваша политика?

В.Угрюмов: Политика определяется лидером региона, в данном случае - Валерием Павловичем Сердюковым. Скорее, может измениться стилистика ее реализации. И это, безусловно, произойдет. Я не берусь давать оценки моему предшественнику Михаилу Куржиямскому. Он профессиональный человек, просто у него были свои взгляды на взаимоотношения со СМИ.

Я буду делать акцент на открытость в работе с журналистами. Петербургские корреспонденты, которые работали в мою бытность в городском Законодательном собрании, знают, что это непустые слова. Я считаю журналистов партнерами в коммуникационном процессе. Они не слуги и не хозяева. Мы находимся в равноправных отношениях. Каждый делает свое дело, действует в рамках своей компетенции. Мне хотелось бы, чтобы партнерские условия соблюдали как сотрудники комитета, работающие со СМИ, так и журналисты, с которыми нам предстоит общаться. У нас, естественно, будут возникать некие трения, трудности, конфликты. Это системные противоречия, которые неизбежны. Мы заинтересованы в продвижении определенного рода информации, поскольку преследуем свои интересы, журналисты же хотят получить другие сведения, поскольку перед ними стоят другие цели и задачи. На стыке двух интересов и будет рождаться то, что называется взаимовыгодным сотрудничеством.

 

Lenizdat.ru: Как вы планируете преодолевать конфликтные ситуации?

В.Угрюмов: Одна из первейших наших задач - это облегчить журналистам возможность получения информации в оперативном режиме. Сегодня практически в любом государственном ведомстве существует проблема, связанная с тем, что даже элементарную справку не так-то просто получить. Я понимаю как недовольство журналистов, так и позицию чиновников, в обязанности которых не входит общение с прессой.

В контракте каждого госслужащего существует пункт, в котором говорится, что ему запрещается публично давать оценки решениям и действиям органов власти, в котором он работает, если это не входит в его должностные обязанности. На сновании этого пункта чиновник, если он не является сотрудником пресс-службы, имеет полное право не разговаривать с представителями СМИ.  

Мы будем стараться преодолеть эту ситуацию путем расширения числа сотрудников правительства, в обязанности которых будет входить общение с прессой. Мы хотим, чтобы в каждом комитете Администрации был назначен сотрудник, условный спикер, который должен будет взаимодействовать с нашим комитетом. Зачастую мы, так же как и журналисты, не можем получить сведения в нужном нам оперативном режиме. Когда речь идет о какой-то статистике, неновостной информации, то мы вынуждены точно также искать информацию в комитетах Администрации.

Если нам удастся создать систему, благодаря которой в каждом комитете будет свой "офицер связи" с нашим комитетом, то тогда и путь журналистов к нужной информации станет короче.

Lenizdat.ru: В нашей первой беседе с момента назначения вас на пост председателя комитета вы говорили, что первоочередной задачей для вас является формирование штата сотрудников Комитета по информационно-аналитическому обеспечению правительства Ленинградской области. Как продвигается работа в этом направлении? Скоро ли будут новые назначения?

В.Угрюмов: В штате комитета числится 31 штатная единица. Сейчас девять должностей вакантны, плюс три сотрудницы находятся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком. Шесть вакансий из девяти - посты руководителей подразделений. Так, к примеру, в аналитическом департаменте отсутствуют начальники двух из трех подразделений. А в  департаменте информации вообще нет ни одного руководителя, посему он находится в состоянии "прямого президентского правления": я вынужден сам руководить его работой.

Сейчас мы ищем человека на пост начальника пресс-службы губернатора (он же пресс-секретарь губернатора). В нашей системе - это одна  из ключевых фигур. У нас есть несколько претендентов, чьи кандидатуры рассматриваются. Естественно, подбираем и кандидатов на остальные места.

Lenizdat.ru: Сейчас во властных структурах появилась мода на журналистов. Приоткройте секрет, есть ли в списках кандидатов представители СМИ?

В.Угрюмов: Кандидатуры журналистов тоже рассматриваются. Хотя это не императив: человек может быть талантливым журналистом, но не иметь определенных способностей организатора и качеств чиновника, а они крайне необходимы. В городе есть талантливые журналисты, хорошие администраторы и грамотные чиновники, но чтобы все качества сошлось в одном человеке - это бывает редко.

Я не могу говорить с уверенностью, что посты в комитете займут журналисты.

Сейчас крепко стоит на ногах и соседняя с журналистикой отрасль - связи с общественностью.

Не исключено, что сотрудники департамента будут иметь к ней отношение.

Lenizdat.ru: Этот год начался с громких кадровых назначений. Вы, Владимир Борисович, стали председателем Комитета по информационно-аналитическому обеспечению правительства Ленобласти, Антон Губанков был назначен главой Комитета по культуре, Юрий Зинчук стал руководителем Комитета по печати и взаимодействию со СМИ правительства Петербурга. Тележурналист Александр Коренников занял пост пресс-секретаря Валентины Матвиенко. Как вы считаете, чем притягательна для журналиста работа чиновника?

В.Угрюмов: Когда долгое время пишешь о деятельности власти, то рано или поздно возникает внутренний соблазн не только писать о том, как осуществляется управление, но и самому попробовать это. Это, конечно, шутка.

Думаю, призыв журналистов во власть связан с тем, что журналист, имеющий склонность к организаторской работе, - идеальный чиновник для сфер, которые плохо алгоритмизуемы.

Например, в сфере социального обеспечения понятен механизм работы сотрудника: нужно хорошо знать законодательство, инструкции, формы справок и другие многочисленные формальные аспекты. Другое дело - гуманитарная сфера. Как можно регламентировать культуру? Это величина, не имеющая системы измерения, сфера, требующая творческого подхода. Это же относится и к сфере общественного мнения, и к сфере массовой информации.

Благодаря тому, что за время работы приходится изучать многие вещи, общаться с большим количеством людей, которые подпитывают знаниями и дают представления о разных сторонах жизни, журналисты обладают широким кругозором. К тому же управление творческим коллективом дает хороший руководящий опыт. Я считаю, что журналистика является идеальной профессией, которая хорошо готовит чиновников для гуманитарных сфер. При этом, конечно, нельзя переносить приемы и методы журналистской работы на государственную службу.

Хороший чиновник - это штучная вещь. Сочетание творческого подхода с чиновничьим исполнением, на мой взгляд, может дать интересный эффект.

 

Lenizdat.ru: Чем вам интересна ваша новая должность?

В.Угрюмов: Во-первых, масштабами. Новая работа позволяет влиять на информационные процессы на территории Ленинградской области - региона, равного по территории нескольким европейским государствам. Наш комитет не замыкается на областном уровне районных газет, мы взаимодействуем и с федеральными СМИ, и средствами массовой информации Петербурга. Во-вторых, мне всегда были интересны процессы, происходящие в Ленобласти. Это своеобразный, самобытный и самодостаточный мир. Работа в должности областного министра дает возможность создать некое новое качество информационной политики области и благотворно повлиять на динамику изменения ее имиджа.

Lenizdat.ru: А имидж области требует корректировки?

В.Угрюмов: Имидж всегда требует корректировки, так как у него нет конечного состояния. Имидж региона, города, организации никогда не останавливается в развитии. Просто со временем смещаются приоритеты.

Lenizdat.ru: Как вы планируете создавать благоприятный образ Ленинградской области в глазах прессы?

В.Угрюмов: Меня интересует не только пресса, но и конечный потребитель - население области, Петербурга и всей страны.

Lenizdat.ru: Но для того, чтобы сформировать имидж, нужно действовать совместно с прессой...

В.Угрюмов: Да, но не только с ней. Есть несколько идей, которые могут положительно отразиться на имидже Ленинградской области.

Например, областные дороги - как федеральные трассы, так и местные - практически "слепы" для автотуристов. К примеру, не имея карты в машине, практически не возможно добраться с помощью указателей из Петербурга в Старую Ладогу. Между тем Старая Ладога -  первая столица древней Руси, гордость всей страны. Мне кажется, учитывая поток движения по Мурманскому шоссе,  которое проходит в паре десятков километров от Старой Ладоги, можно было бы существенно увеличить количество туристов, желающих посмотреть эту достопримечательность. Многие люди, если бы знали, что она находится рядом, захотели бы заехать туда на полчаса-час, чтобы посмотреть крепость, курган. От туристического потока зависит и дальнейшее развитие инфраструктуры: появление новых  отелей, кафе, магазинов с сувенирной продукцией. Сейчас в Старой Ладоге это есть, но в ограниченном количестве из-за отсутствия спроса.

Идея заключается в создании системы ориентирующей информации, иначе говоря, указателей, ведущих к основным историческим памятникам Ленинградской области, например: домик Арина Родионовны в Кобрино, домик станционного смотрителя в Выре, поместье Ганнибала, крепости Копорье и др.

Вторая идея - это усиление региональной идентичности. Мы хотим путем простых действий усилить в жителях чувство местности. К примеру, в Гатчинском районе есть поселок Новый Свет. Он известен тем, что там находится большой полигон для хранения твердых бытовых отходов. Муниципалитет установил при въезде на территорию поселения щиты с гербом и слоганом "Наша истина проста - мир спасет чистота". Мне эта идея показалась любопытной. В западноевропейских странах автопутешественник всегда знает: на территории какого графства, кантона или провинции он сейчас находится. Я считаю, что и муниципальным образованиям Ленинградской области нужно таким образом идентифицировать себя, подчеркнуть свою особенность. Причем речь идет не о "гаишных" указателях, а о щитах с символикой муниципалитетов, выполненных в оригинальном дизайне. Думаю, что это не требует больших финансовых затрат, но положительно повлияет на имидж области.

То, как мы будем реализовывать эти проекты, еще не решено. Есть механизмы целевых программ, возможно и привлечение внебюджетных средств.

Также мы думаем над тем, чтобы привлечь внимание к Ленинградской области проведением интересных мероприятий (культурных, спортивных, исторических), которые могли бы стать в будущем брендовыми событиями в жизни области. Так, с большим удовольствием мы бы приняли на нашей территории какой-нибудь мощный рок-фестиваль.

На территории Ленинградской области частенько проходят и военно-реконструкторские фестивали. Земля Ленинградской области - готовая историческая сцена. У нас есть крепости разных времен и народов в Выборге, Копорье, Старой Ладоге, Шлиссельбурге, Ивангороде. Крупные фестивали исторических клубов тоже могли бы стать визитной карточкой области.

Lenizdat.ru: Как эти проекты отразятся на областных СМИ?

В.Угрюмов: Во-первых, им будет о чем писать. Во-вторых, в рамках целевой программы "Общество и власть" предусмотрены и мероприятия по информационному взаимодействию со СМИ области, Петербурга и федеральными изданиями.

Lenizdat.ru: Как вы считаете, какое средство массовой информации наиболее объективно отражает работу правительства Ленинградской области?

В.Угрюмов: Надеюсь, что все. У нас есть одна областная газета "Вести", которая распространяется на территории ЛО, и 36 изданий, выходящих в муниципальных районах. Естественно, эту  прессу мы мониторим каждый день. Единственное, на что можно пожаловаться, так это на формальное освещение деятельности правительства. Издания берут пресс-релизы с нашего портала и перепечатывают их на своих страницах. Хотя их можно понять: было бы странно, если бы какое-нибудь муниципальное издание держало бы собкора на Суворовском, 67.

Lenizdat.ru: Какое СМИ ЛО можно назвать оппозиционным?

В.Угрюмов: Оппозиция предполагает некие политические цели. Я не вижу на территории Ленинградской области средств массовой информации, которые бы преследовали четко выраженные политические цели. На нашем медиаполе есть СМИ, ориентированные на завоевание массовой аудитории, есть качественные издания и газеты, которые более свободно излагают свои соображения на те или иные темы (такая газета, к примеру, существует в Выборге). На территории ЛО работают и независимые радиостанции, и телекомпании (в Сосновом Бору, в Киришах). Но у нас нет изданий, аналогичных "Новой газете" или еженедельнику "Дело". В некотором смысле у нас и атмосфера другая…

Lenizdat.ru: Как можно охарактеризовать эту атмосферу?

В.Угрюмов: Она более деполитизирована.

Lenizdat.ru: Это хорошо?

В.Угрюмов: Думаю, это нормально. Для провинции, небольших городов, поселков никогда не была характерна высокая политизированность общества. Все-таки это прерогатива больших городов.