Мнения
/ Интервью

2 июля 2008 20:12

Герметизация чиновничьего мира: продолжение следует…

Власть в который раз пытается закрыться от СМИ. Так, согласно новому регламенту ЦИК, который планируется принять в начале июля, члены главного выборного ведомства смогут общаться с прессой только по решению руководства. Lenizdat.ru попросил представителей СМИ и экспертов высказать свое мнение о данной инициативе.

Дмитрий Шерих, шеф-редактор "Санкт-Петербургских ведомостей":

- Я спокойно отношусь к таким вещам, потому что наши чиновники уже давно и надежно отгородились от журналистов всеми возможными способами – введением пресс-служб, регламентом и так далее. В данном случае речь идет об избирательной комиссии, которая, по большому счету, не играет решающей роли, а только исполняет ту партию, которая ей предписана. Поэтому я не думаю, что члены избирательной комиссии могут сказать что-то содержательное. Они сами по себе люди достаточно осторожные и не будут журналистам говорить то, что они реально, может быть, думают.

Поэтому это просто очередное проявление дальнейшей герметизации нашего чиновничьего мира. У нас существует две России: одна – это газеты, журналисты, читатели, просто жители страны, а другая – чиновничья Россия, которая живет по своим правилам. Конечно, ей хочется отгородиться, ей так будет комфортнее, потому что она самодостаточна.

Я думаю, мало что изменится от того, включат это положение или нет, потому что если мы посмотрим последние события, то никакие содержательные комментарии избирательная комиссия не давала. Господин Вешняков, помнится, позволял себе довольно острые высказывания, несогласие с исполнительной властью, например. А сегодня там тишь и гладь и божья благодать. Включат или не включат – все равно для журналистики. Разницы не будет никакой - реальной информации оттуда все равно не просочится. Это нужно всего лишь как инструмент управления.

Юрий Вдовин, заместитель председателя общественной правозащитной организации "Гражданский контроль":

- Я уже ничему не удивляюсь, с точки зрения стремления органов нашей власти к закрытости. Они очень сильно боятся  всего, что про них узнают, хотя про них и знать уже никто ничего не хочет, потому что два мира идут параллельно – властные разговоры и общественная жизнь. Настолько сориентирована вся эта посткоммунистическая номенклатура на реанимацию советских порядков с их закрытостью, что здесь нет ничего удивительного.

Это естественное стремление чиновничьей бюрократической машины, для которой ясность, прозрачность их деятельности смерти подобна. Потому что в традициях демократического государства, где власть существует для граждан, а не граждане для власти, такая система просуществовала бы два или три дня. А в условиях полутоталитарного режима, в котором мы сегодня живем, все нормально. Они все время пытаются подвести его под рамки с виду демократического, а на самом деле тоталитарного государства, в котором власть творит произвол, не считаясь с мнениями и желаниями граждан.

Они, скорее всего, примут это положение, но чем больше власть делает подобные шаги, тем короче будет ее жизненный путь.

Петр Годлевский, генеральный директор газеты "Известия":

- Это тревожная тенденция, но абсолютно не новая. Это старинная традиция чиновников во всех странах и в России тоже – стараться быть подальше от прессы, поближе к начальству. Поэтому я не вижу никакого ноу-хау в этом. На мой взгляд, это плохая тенденция. Чем она вызвана, я не понимаю, и как строить журналистам работу с ЦИКом тоже не очень понятно на сегодня.

Я думаю, все может произойти – могут отменить, могут сначала принять, потом отменить на стадии подготовки. Бывают же разные истории, похожие, например, с проектом закона о закрытии СМИ за клевету без суда. Реакция на него была достаточно бурной, и в  результате от законопроекта отказались. Не знаю, что будет с этой инициативой, думаю, что ничего хорошего она не несет.

Людмила Фомичева, президент ЗАО "Интерфакс-Северо-Запад":

- Это неправильное решение, закрытость членов ЦИК может привести к тому, что журналисты в отсутствии объективной достоверной и объемной информации будут находиться в вакууме или будут что-то дописывать, придумывать или как-то выворачиваться. Это не есть хорошо, так как, во-первых, это нарушает закон о СМИ, а во–вторых, это говорит о закрытости власти. Чем больше она общается с прессой, тем сильнее работают демократические принципы.

Я думаю, что общественность, включая Общественную палату, попытается доказать, что это неправильно, думаю, такое положение не примут. В противном случае другие ведомства тоже начнут закрываться и предоставлять информацию только по распоряжению руководства. Это плохой прецедент, я считаю.

Материалы по теме

Членам Центризбиркома ограничат общение с журналистами Lenizdat.ru, 2.07.08