Медиановости

8 июля 2008 15:44

Необратимость курса на понижение. Телевизионные критики подводят итоги сезона-2007/08. Часть 2

Телевизионные критики снова констатируют: телевидение не растет, не развивается, не производит новые форматы, не радует новыми именами, не прорывается к новым смыслам. Консервативное уже по определению кажется хорошим, все, что как будто обновляется, тянет назад, к первобытным инстинктам, к опошлению и дурновкусию.

Социолог, сотрудник Аналитического центра Юрия Левады Борис Дубин в одной из статей 2006 еще года написал: "Но есть железный закон: тактический курс на понижение всегда становится стратегическим курсом. И нельзя уже вернуться к тому типу отношений, установок, с которых вы начинали. Социальные отношения необратимы. И возможности вернуться к своим прежним стремлениям уже нет. Нельзя сделать выбор, а потом притвориться, что этого не было". Слова его нашли полное подтверждение в нынешней телевизионной практике.

Александр Мельман, "Московский комсомолец": Как остаться собой и сохранить популярность?

Сезон выдался так себе, вторичный, ни рыба ни мясо. Первый жил по инерции за счет прошлогодних заслуг и, как всегда, победил. "Россия" отстояла свои позиции: поставив детскую "линейку", компенсировала частичное отсутствие рейтинга полумыльными сериалами. "ТВ-Центр" сохранил лицо, отстоял себя и выявил свою главную проблему — как, отстаивая себя, сохранить еще и зрителя. НТВ в своей тарелке: смесь трэша со стильными, а зачастую и интеллектуальными программами. "Культура" топчется на месте, но я за такое топтание — в данном случае, по-моему, консерватизм гораздо лучше модернизма. "Спорт" обещает большую перспективу, победные футбол, хоккей и баскетбол тому порука. СТС, к сожалению, чахнет на корню, поэтому в отстранении от дел уважаемого Александра Роднянского нет ничего удивительного. ТНТ по-прежнему набирает, здесь проблемы со зрителем нет, но вот вопрос: как не останавливаться и продолжать путь наверх? "Звезда" и "Петербург. 5 канал" — достойные проекты, стильные, имеющие свое лицо. РЕН ТВ стал похожим на НТВ — смесь интеллигентных Максимовской и Кеосаяна с бронебойной и халтурной передачей С.С.С.Р.

Политическое ТВ также в застое. Президент Медведев, безусловно, симпатичен узкому кругу медийщиков, но что скажет народ: "Вроде интеллигентный человек, никого не мочит в сортире, не делает обрезания — но разве такой станет популярным?" Осмелюсь дать совет г-ну Медведеву как телеобразу: стоит всегда оставаться самим собой.

Номинации. Лучший сериал — "Ликвидация" ("Россия"). Режиссером Сергеем Урсуляком найдена та самая золотая середина блокбастера и интеллекта. Ну а какой Машков — это что-то!

Самый смешной сериал — "Апостол" ("Первый"). Так снять многосерийный анекдот, постебаться над святынями вроде самого Штирлица и сделать вид, что это на полном серьезе, — такое уметь надо.

Самый интригующий сериал — опять "Апостол" ("Первый"). Если в том же Штирлице мы с самого начала узнали Максима Максимыча Исаева, в "Ликвидации" раскусили "Академика" Пореченкова за две серии до конца, то "Апостол" держал интригу до последнего, и люди не спали ночами, теряли аппетит, мучаясь в догадках, кто же там "крот", а кто Гельдрих. На искомый ответ смело можно было делать ставки в букмекерских конторах, примерно так же, как на матчи "Евро-2008" по футболу или на президентские выборы в США.

Лучший юмор — "Большая разница" ("Первый"). Смешно и очень остроумно. Но больше чем одну передачу канал так и не родил — оказалось, что юмор слишком серьезная профессия.

Самая смысловая программа — "Закрытый показ" ("Первый"). Ну а чем еще может заниматься по ночам наша интеллигенция, как не смотреть передачу "Закрытый показ" и сублимировать, сублимировать.

Самая антигламурная программа — "Школа злословия" (НТВ). "Кто здесь гламурные — слазь!" — решили ведущие Татьяна Толстая и Дуня Смирнова. И это правильно!

Самая сексопатологическая программа — "Дас ист фантастиш" (НТВ). Не прошло и двадцати лет, как все поняли, что секс у нас таки есть. Ему даже можно обучаться по телевизору. Настанет ли после этого беби-бум — вопрос, потому как препарированные проблемы пола для общественного просмотра на поверку оказались ну очень неудобоваримыми.

Самый душевный сериал — "И все-таки я люблю" ("Первый"). Лучшая роль Веры Алентовой за всю ее карьеру.

Восходящая звезда политического ТВ — Константин Семин ("Россия"). Он искренне любит свою родину, искренне радуется "заслуженной" пуле сербского премьера, искренне не любит демократов. Искренность — основная черта нового русского патриотизма. Этот парень далеко пойдет!

Юрий Богомолов, "Российская газета": Потехе — время!

Тенденция развлекать развлекая, обозначившаяся пару сезонов назад, была продолжена и в этом. К ремейкам "Фабрика звезд 7", "Ледниковый период", "Минута славы 2", "Цирк 2", "Большие гонки", "Две звезды 2", "Король ринга 2", "Танцы на льду. Бархатный сезон", "Танцы со звездами 2" добавилось еще несколько увеселительных аттракционов — "Ты суперзвезда", "СТС зажигает звезду", "50 блондинок". Отдельной строкой надо упомянуть самоигральные зрелища — конкурс "Евровидение" и хоккейно-футбольные чемпионаты.

Сериальный раздел вещания, как и в прошлом сезоне, был небогат на удачи. Малоубедительная в художественном отношении копродукция "Война и мир". Очень спорная экранизация "Преступление и наказание". Удачей можно счесть сериал "Диверсант". И гвоздем сезона стала "Ликвидация" Сергея Урсуляка. Вот, собственно, и все, чем могли похвастаться каналы.

Теледокументалистика, как и прежде, пробавлялась изысканиями в том, что касается частной жизни звездной тусовки. Не брезговала она вытаскиванием скелетов из шкафов покойных знаменитостей. Светом в окошке стали документальные проекты "Исторические хроники" Николая Сванидзе и "Одноэтажная Америка" Владимира Познера и Ивана Урганта.

В борьбе за репутационный рейтинг "Первый канал" отважился на "Закрытый показ" — своего рода фиговый листок.

Была еще пара пристойных фиговых листков. Это пародийные программы "Большая разница" и "Прожекторперисхилтон".

На "ТВ-Центре" свежо смотрятся "Ничего личного" и "Сто вопросов взрослому".

Дискуссионные ток-шоу типа "Судите сами", "К барьеру!" и "Национальный интерес" либо трансформируются в хаотический обмен оскорблениями, оставляя после себя кучу мусорных мыслей и слов, либо становятся чем-то вроде игры в одни ворота, да к тому же без вратаря.

Еще более очевидным выражением этой тенденции стало внедрение в эфир жанра исторической агитки. Сначала мы увидели "Большую игру" (проект Михаила Леонтьева), затем "Гибель империи. Византийский урок" (проект отца Тихона).

Поставленный на конвейер формат "Последние 24 часа из жизни..." окостенел и теперь напоминает бюро ритуальных услуг. С ним нередко конкурирует малаховское шоу "Пусть говорят". Теперь это как две погребальные конторы — "Милости просим" и "Нимфа", туды их обе в качель.

Альтернативой главным каналам остается "Культура" со своими дискуссионными программами "Тем временем", "Апокриф", с долгоиграющими проектами "Линия жизни", "Театральная летопись", "Эпизоды". Было два замечательных просветительских сериала — "Сквозное действие" и "На фоне Пушкина... 1937-й год".

На фоне 2008-го раз в месяц появлялся "дежурный по стране" Михаил Жванецкий. Его шоу — фиговый листок на телеканале "Россия".

Жванецкого я бы и назвал телеперсоной года.

Антиперсона — Никита Михалков со своими двумя сервильными произведениями, "55" и "12".

В номинации "Самый назойливый промоушн" победила рекламная кампания кинофильма "Ирония судьбы. Продолжение".

Потеха на нашем ТВ — это уже не тренд. Это крен. Того и гляди корабль перевернется.

Ольга Галицкая, независимый журналист: Футбол и не только

Футбольные страсти стали гвоздем уходящего телесезона даже для тех, кто, подобно мне, от футбола совершенно далек. С одной стороны, поражает подлинный драматизм и эмоциональность игры, с другой — квазипатриотическая истерия, которую телевидение усиленно нагнетало. Причем обходилось минимумом слов для выражения обуревающих чувств, буквально как людоедка Эллочка. Это, понятно, слова "Россия", "герои", "национальная идея" и т.д., произносимые абсолютно всуе, потому что футбол — это увлекательная игра, и ничего более. Обидно за очень профессионального, талантливого комментатора Виктора Гусева, которого обвинили в том, что под его комментарий наша команда всегда проигрывает. Что тут скажешь? Прямо средневековье какое-то, охота на ведьм. И удачливым вдруг оказался неизменно второй канал "Россия", которому подфартило также показать успех Димы Билана на "Евровидении". Кстати, что за новояз в виде слова "Евроссия" изобрели в припадке патриотического сумасшествия на ТВ? Средний телезритель, о котором так пекутся все добытчики рейтингов, и без того не слишком знаком с родной речью, а тут еще телевидение ее коверкает.

Чем прямолинейнее, пошлее и грубее — тем лучше усваивается. Такому правилу следовало телевидение, показывая и псевдоисторический "Византийский урок", и "Чистосердечное признание", и "Страну Советов", и "Героя дня". Все, что ваяет преимущественно НТВ и чему пытаются подражать другие каналы, является осознанным, последовательным и крайне циничным наплевательством на клятвенно принятую телевизионщиками несколько лет назад Хартию против показа насилия и жестокости на экране. Настоящий успех, однако, не достигается нечистыми средствами. Синтез художественности, увлекательности, исторической правды и высоких рейтингов случился в этом сезоне лишь однажды, когда был показан многосерийный телевизионный художественный фильм Сергея Урсуляка "Ликвидация". Не случайно именно демонстрация "Ликвидации" с ее бешеными рейтингами убедительно продемонстрировала, насколько неинтересны, предсказуемы и далеки от реальной жизни сегодняшние выборы и все, что с ними связано.

Из небольшого количества телевизионных удач можно вспомнить "Закрытый показ" Александра Гордона, документальный цикл "Одноэтажная Америка" Владимира Познера и Ивана Урганта, всегда любопытную, искреннюю передачу "Сто вопросов взрослому", а также скромный, но очень живой и современный сериал "Ранетки" на СТС. Радовали весь сезон и "Папины дочки" с чудесным Андреем Леоновым в роли многодетного папаши. Широко разрекламированный "Апостол" огорчил плохой игрой известных артистов — непросто обживать бутафорские ситуации, искажать историческую правду и оправдывать неубедительные метаморфозы героев. Так называемые женские сериалы изумляли обилием сюжетов о подлых предательствах самых близких людей ("Женщина без прошлого", "Атлантида" и т.д.) и тем, что из одного в другой кочует тема внезапной амнезии. Очевидной потерей памяти страдают как участницы шоу "50 блондинок", которым не под силу самые простые вопросы, так и сам ведущий Николай Фоменко, забывший, похоже, что на самом деле он хороший артист и действительно остроумный человек.

"Три звезды в Вене", изумительный праздник музыки с участием трех оперных звезд — Пласидо Доминго, Анны Нетребко и Роландо Вилланзона, показанный на "Культуре", к сожалению, смотрит гораздо меньшая аудитория, но счастье все-таки, что такая радость случается. Там же на "Культуре" неизменно интересно смотреть "Культ кино" с Кириллом Разлоговым. Небанальные, редкие и очень часто просто потрясающие фильмы можно увидеть практически только в этой программе. Не все же любоваться, скажем, на тупую груду мышц Стивена Сигала, которого считают своим киногероем на других каналах. А "Культ кино" отваживается показывать эпопею Фассбиндера "Берлин. Алексадерплатц", мини-ретроспетиву швейцарского режиссера Даниэля Шмидта, трогательные аргентинские "Разговоры с мамой", открывая не только разнообразное кино, но и другой, неизведанный мир.

Наталия Ростова, "Новая газета": С противоположных полюсов

Минусы. В этом сезоне активно развешивали политико-историческую "клюкву", созданную в попытке наложить нынешние реалии на исторические события. Самые яркие примеры — "Византийский урок" канала "Россия", "ФДР: союзник истории" (Путин, по замыслу, вылитый Рузвельт) и "Большая игра" Михаила Леонтьева. Держу кулаки, чтобы новый проект "Имя Россия" не стал с ними в один ряд.

"Клюква" нынешняя, о событиях недавних или нынешних, — это целые полотна: о чеченской войне (кисти Антона Верницкого), о Николае Патрушеве задолго до его отставки (тот же "Первый") и "55" страстно влюбленного в нынешнего премьера публициста Никиты Михалкова. Поражали воображение и работы Аркадия Мамонтова и Константина Семина на "России". Ученик перерос учителя — официальные извинения президента за слова журналиста дорогого стоят. Борьба с интеллигенцией, объявленная как-то писателем Юрием Поляковым (на НТВ у Соловьева), была активно развернута и на других фронтах, в том числе и в названных проектах. Враги появились новые — кроме традиционных журналистов радио "Свобода", еще и "Эхо Москвы". А НТВ, в свое время начавший кампанию против Мананы Асламазян, в новостях с очевидным удовлетворением констатировал ее победу в Конституционном суде.

Примитивно-жалкая предвыборная кампания. На общем фоне она заставляла задумываться только о том, почему "мочат" не "Яблоко", но СПС? (Еще один показатель "независимого" существования ТВ — только на этом основании наблюдатели задавались вопросом: одни в Кремле договорились, а другие нет?) Хотя оказалось, что и "маргиналы" типа Бориса Немцова имеют что сказать и делают это ярко и "телевизионно"...

Кампания "Россия, вперед!". Очень хочется побед для страны, но их интерпретация сминает чистую радость (и футбол, и "Евровидение"...).

Полная деградация политических форматов — с аргументами типа "Да заткнись ты" (Леонтьев — Веллеру) в "Судите сами" и с тиражированием все тех же героев у Соловьева. Программа Владимира Познера потеряла всякую актуальность, хотя проблески тут бывают. Например, одна из последних передач с участием Лужкова продемонстрировала навыки классного ведения и удивила противоположными взглядами героев (другое дело, что спорить сегодня можно лишь о воде).

Самоцензура — главный бич современного ТВ. И отсутствие даже попыток рассказать о трагедии Василия Алексаняна заставляет опустить руки.

Безумно жаль и тех уходов, с которыми заканчивается целая эпоха, — "Времечка" с "ТВ-Центра", Александра Роднянского с "СТС Медиа" и фактически новостей RTVi из России. Сожалею о "Черном по белому" Светланы Сорокиной (которой ну никак не могут найти место в эфире).

Плюсы. Несмотря на модный нынче патриотический раж, внимание к человеку и его судьбе и к тому, как мы проживаем единственную данную нам жизнь (при этом без модного нынче глумливого интереса к грязному белью), все же существует. Навскидку это линейки "Сто вопросов взрослому" (ТВЦ), "Линия жизни" и "Больше чем любовь" ("Культура"), "Доброй ночи" ("Первый"), а также парное ведение интервью: Бориса Бермана с Ильдаром Жандаревым ("Первый") и Татьяны Толстой с Авдотьей Смирновой (НТВ).

Есть также и отдельные, совершенно пронзительные документальные проекты. "Портрет жены художника на фоне эпохи", например, или циклы, действительно дающие понимание истории, — пятисерийный "Соблазненные страной Советов" (оба — "Культура"), а также неангажированные и доброжелательные повествования о других странах ("Одноэтажная Америка" на "Первом").

Спасибо "Централ Партнершип" за потрясающую "Ликвидацию" ("Россия") и увлекательного "Апостола" ("Первый"). Спасибо "ТВ-Центру" за разговор о важном, прежде всего за "Ничего личного" умной, талантливой Татьяны Малкиной, за остатки политических дискуссий в "Народ хочет знать" и за попытки говорить с молодежью на ее вполне приличном языке ("Только ночью"). Спасибо "Первому" за необходимый разговор о сложном кино "Закрытый показ" и за новый тип юмора (связанный с "приобретением" эстээсного Александра Цекало) — "Прожекторперисхилтон", "Большая разница". За "Истории в деталях" и "Папиных дочек" (СТС), за оперный прямоэфирный гала-концерт из Вены ("Культура"). Он показывает, что ТВ может справляться не только с инаугурациями, пресс-конференциями нашего всего и церемониями награждения в День России, а также что Россия все же может быть частью мирового сообщества.

В завершение хочется сказать спасибо и товарищу Путину за наше счастливое детство — благодаря ему созданы два (!) детских канала ("Бибигон" и "Теленяня"). ВН

Материалы по теме

Необратимость курса на понижение. Телевизионные критики подводят итоги сезона-2007/08 "Время новостей" №120, 8.07.08