Полезное
/ Теория и практика

10 сентября 2008 18:44

Если ведущий проваливает программу – самое время использовать эфир для продвижения своих идей

Тренинг телемастерства REAL-TV, который проходит в эти дни в Санкт-Петербурге, собрал телеоператоров, корреспондентов, телеведущих и редакторов из различных регионов России, а также из Украины, Латвии, Армении, Великобритании, США. Организатором тренинга выступила христианская Телерадиосеть Благих Новостей (ТБН), поэтому на него в основном пригласили представителей христианских каналов, создателей православных телефильмов и передач для детей. Впрочем, программа тренинга представляет интерес и для журналистов, освещающих светские темы.

Команда ведущих тренинга оказалась профессиональной: в ее состав, например, вошла знаменитая Татьяна Черняева. Бессменная ведущая "АБВГДейки" Татьяна Кирилловна уже более 35 лет работает на телевидении в разнообразных программах: о литературе, искусстве, образовании, педагогике. С появлением детского телеканала "Улыбка ребенка" Черняева стала автором и ведущей программ этого канала.

Один из мастер-классов, которые провела Черняева, был посвящен мастерству телеведущего. Татьяна Кирилловна дала следующее определение этой профессии:

- Телеведущий – это журналист, который ведет зрителей за собой, это мыслящий человек в кадре. Задача христианского телевидения – нести благую весть. Но светское телевидение тоже должно содержать идеи, которые соотносятся с вечными ценностями. Никогда не следует давать в кадре то, что может навредить людям, - сказала Черняева.

Она дала несколько рекомендаций, полезных для начинающих тележурналистов:

- Для телеведущего главное в кадре не он сам, а его собеседник. Собеседника нужно уважать, необходимо его слушать и слышать. Но если ваш гость при предварительных переговорах слишком уж рвался на интервью, есть опасность, что он хочет насильственно протолкнуть свои идеи или что-то прорекламировать. Постарайтесь это предотвратить, чтобы быть хозяином положения, - пояснила Черняева. Она также дала совет и тем, кто оказался в телепередаче в качестве интервьюируемого. По ее мнению, если ведущий явно проваливает программу – самое время использовать эфир для продвижения своих идей. По признанию ведущей, она так поступала неоднократно, сталкиваясь с некомпетентностью или неподготовленностью "приглашающей стороны".

Татьяна Черняева уделила внимание и разбору основных ошибок, свойственных неопытным телевизионным ведущим:

- Учитесь держать паузу. Если ваш собеседник сразу не отвечает на вопрос, умейте ждать, не забивайте паузу болтовней. Даже если пауза покажется вам вечностью – знайте, ваш собеседник испытывает то же самое. Ответ обязательно прозвучит и, скорее всего, он окажется интересным.

Известная телеведущая также посоветовала во время интервью не сваливать в кучу сразу несколько вопросов и не поступать так, как Тина Канделаки, у которой в вопросе уже содержатся все возможные варианты ответов.

- Вопросы должны быть короткими, четкими и нестандартными. Вопросы личного плана стоит задавать в самом конце интервью, предварительно расположив собеседника к себе, - отметила Черняева. Немаловажным, по ее словам, является также умение телеведущего снимать напряжение: перед эфиром это можно сделать посредством… танцев, а во время интервью можно поиронизировать над собой в кадре – на это, по словам Черняевой, "зритель идет как рыба на крючок".

Мастер-класс Черняевой включал не только теорию, но и практические занятия. Так, непрофессиональные тележурналисты, разбившись на пары, провели пробные интервью. Остальные участники тренинга оценивали их выступления по ряду параметров: актуальность темы, грамотность ведущего, энергетика гостя. Довольно сдержанную оценку молодые телевизионщики дали паре кондовых интервью, темами которых стали вехи развития одного из христианских телеканалов и проведение досуга верующей молодежью. Неординарный подход к жанру вызвал больший интерес публики. Например, интервью на тему "Христианство и компромисс" с молодым человеком, который одновременно проповедует православие и продает карточные фокусы. Или беседа о религии с неформальным юношей в рваных джинсах, с ирокезом на голове, к тому же подрабатывающим моделью для глянцевых журналов.

Своим опытом подготовки и проведения интервью с участниками тренинга также поделились оператор-постановщик ТБН Андрей Верендеев, 15 лет отработавший на каналах Discovery, НТВ, ТВ-6, МузТВ, и Анна Аверкью – тележурналист из Великобритании, новостник с солидным стажем.

Практические рекомендации Андрея Верендеева были интересны, прежде всего, телеоператорам:

- Следите за тем, чтобы интервьюируемый смотрел не в камеру, а на корреспондента, чтобы он не суетился, не "выпадал" из кадра. Если приходится переснимать один и тот же вопрос-ответ, объем отснятого материала увеличивается, соответственно, на его просмотр и монтаж уходит уйма времени. Чтобы ускорить этот процесс, во время интервью оператор и журналист могут обмениваться знаками, говорящими о том, что данный кадр отснят правильно. Оператор отмечает нужные кадры и впоследствии работает только с ними.

Анна Аверкью начала свой мастер-класс с того, что разбила участников тренинга на пары и предложила им… поздороваться друг с другом. Но приветствовать собеседника предстояло по-разному: в плохом настроении, в приподнятом расположении духа и в восторженном состоянии – например, после известия о выигрыше 50 миллионов долларов!

- Вы сами убедились в том, насколько по-разному может чувствовать себя ваш собеседник в зависимости от того, как вы его поприветствовали. От того, как вы поздороваетесь с человеком, во многом зависит, как пройдет интервью, - сказала тележурналистка.

Рассуждая о том, что представляет собой жанр телеинтервью, Анна Аверкью подчеркнула разницу между ним и беседой:

- Хорошее интервью может звучать как беседа. Но в отличие от беседы у интервью есть структура и стратегия.

Госпожа Аверкью предложила начинающим телевизионщикам написать на стикерах, какие виды интервью им известны. К множеству предложенных участниками видов интервью, среди которых оказались новостные, аналитические, провокационные, скандальные и другие, Анна добавила chat-show (интервью со знаменитостью или видным деятелем) и vox-pop (уличный опрос).

Британская телеведущая уделила особое внимание теме выражения журналистом собственной точки зрения. По ее мнению, интервьюер не должен давать своих оценок происходящему – большинство западных телеканалов работают именно так. Но к религиозному телевидению данный принцип обычно не относится.

- Будучи просвещенной христианкой, я практически не смотрю христианские новости – они слишком однобокие, - призналась Анна Аверкью и добавила, что новости следует подавать объективно и корректно, иначе их не будут смотреть.

Анна Аверкью дала несколько рекомендаций по поводу того, как грамотно подготовиться к интервью:

- Во время подготовки к интервью я твержу одну и ту же мантру: о чем моя история? Самое главное – определиться с темой. Даже если она довольно обыденная, типа того, что очередная благотворительная организация решила помочь бездомным, попытайтесь найти в этом событии что-то новое, иначе это будет просто очередная история.

По совету Анны, интервьюируемых следует подбирать из числа людей, которые умеют говорить.

- Если альтернативы скучному, косноязычному собеседнику нет, если он является единственным очевидцем или компетентным лицом, придется провести с ним предварительную работу: в частности, подробно рассказать, о чем будут вопросы. Но ни в коем случае не предлагайте свои варианты ответов - экспертом всегда является интервьюируемый, - отметила госпожа Аверкью.

В завершении мастер-класса она рассказала о том, как важно для телеведущего уметь контролировать себя во время интервью. По ее словам, над этим нужно серьезно работать, но даже самые маститые телеведущие не застрахованы от провалов. В подтверждение этого она продемонстрировала ролик: известный голландский тележурналист истерически смеется в эфире над человеком, которого по ошибке кастрировали. Этот срыв стоил журналисту карьеры – после скандального эфира он был немедленно уволен.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"