Медиановости

10 октября 2008 11:18

Абоненты выставили счета провайдерам

Интернет-провайдеры рискуют столкнуться с массовыми судебными исками со стороны абонентов, требующих возврата денег за трафик, который, по их мнению, они не израсходовали. В распоряжении "Ъ" оказалось два судебных решения в пользу клиентов провайдеров, из которых следует, что доказательством правоты абонента в суде служит не количество реально использованного им трафика, а отсутствие необходимого сертификата на оборудование, которое ведет подсчет его объемов.

В июле мировой судья Омска удовлетворил иск абонента Игоря Перешивко к оператору, предоставляющему ему услугу доступа в интернет по технологии ADSL,— дочерней компании холдинга "Связьинвест" ОАО "Сибирьтелеком" (копия решения имеется в распоряжении "Ъ"). По мнению господина Перешивко, "Сибирьтелеком" неверно указывал объем потребленного им трафика в счетах за услуги доступа в интернет в 2006 и 2007 годах. По оценке самого абонента, в среднем в месяц он потреблял 500 Мбайт, тогда как в счетах указывались цифры в несколько раз выше. В связи с этим господин Перешивко требовал вернуть ему сумму, якобы оплаченную излишне, и компенсировать моральный ущерб.

Мировой судья обязал "Сибирьтелеком" выплатить в пользу Игоря Перешивко 20 375 руб., из которых 1 тыс. руб. составила компенсация морального вреда, а остальное — излишне оплаченная абонентом сумма по счетам за услуги. По мнению суда, провайдер не доказал правильность своих расчетов объема трафика. Суд посчитал, что оборудование для учета трафика не было должным образом сертифицировано. А обязанность доказывания объема переданной информации, по мнению суда, в данном случае лежала на операторе. Аналогичные требования еще одного абонента "Сибирьтелекома" удовлетворил центральный районный суд Омска.

Директор по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти другой "дочки" "Связьинвеста", ОАО "Центртелеком", Дмитрий Пархоменко говорит, что впервые суд пренебрег показаниями оборудования — доказательством, к которому всегда прибегали операторы в делах подобного рода. "Это угроза для всех операторов связи, особенно для тех, чьим основным бизнесом является передача данных. В России в основном используется зарубежное оборудование, оно сертифицируется в соответствии с существующими требованиями. При этом государственных методик проверки соответствия этого оборудования указанным судом требованиям не существует",— говорит он.

В "Связьинвесте" уже предупреждали о возможных проблемах провайдеров, которые, по прогнозам компании "Юникредит Атон", к концу этого года будут обслуживать 10,2 млн абонентов. Как сообщал "Ъ" 19 сентября, в письме министру связи и массовых коммуникаций РФ Игорю Щеголеву гендиректор "Связьинвеста" Александр Киселев предлагал внести поправки в действующее законодательство, ссылаясь на то, что из-за его противоречий могут возникнуть проблемы при его применении судебными и контролирующими органами.

Юридический советник TeliaSonera Антон Богатов отмечает, что фактически суд возложил обязанность доказывания своей правоты на оператора. "Это соответствует требованиям законодательства о защите прав потребителей, но до сих пор при подобных спорах суд обращался к правилам оказания услуг связи. А последние предполагают правоту оператора по умолчанию при наличии у него необходимых сертификатов на оборудование. Учитывая, что эти правила в данном случае имеют специальный характер по отношению к потребительскому законодательству, уместнее было бы использовать их",— объясняет господин Богатов. Впрочем, заместитель управляющего директора по юридическим вопросам компании "Акадо-Столица" Елена Гультяева указывает, что абонент одновременно является потребителем услуг связи, то есть в данном случае на него распространяются нормы как законодательства о связи, так и о защите прав потребителей.

Юрист юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Наталья Иващенко считает, что подобные иски вряд ли станут массовыми. "Суд в спорах по трафику не будет однозначно становиться на сторону абонента. Все будет зависеть от того, сможет ли интернет-провайдер подтвердить правильность данных, содержащихся в выставленном счете, то есть показания оборудования, рассчитывающего трафик, и получение на него сертификатов Россвязькомнадзора",— считает госпожа Иващенко.