Мнения
/ Интервью

19 ноября 2008 17:06

Эксперты: Есть риск, что банки во всех бедах будут винить СМИ

Генеральная прокуратура России издала указ о "противодействии фактам информационных атак на банки". В связи с чем в регионах пройдут прокурорские проверки СМИ на предмет разжигания финансового кризиса. Насколько остро сегодня стоит проблема информационных атак, не станет ли рассматриваться любая публикация экономических сведений как попытка разжигания кризиса Lenizdat.ru спросил у представителей петербургского медиасообщества.

Андрей Ершов, главный редактор газеты "Коммерсант – Санкт-Петербург":

- Ни для кого не секрет, что в России существует проблема информационного киллерства, когда в разных изданиях одновременно публикуются материалы на "заданные" темы.

Зачастую средства массовой информации становятся инструментом сведения счетов в конкурентной борьбе. Так, к примеру, в своем блоге Сергей Полонский, председатель Правления MIRAX GROUP, предупредил читателей, что в прессе появятся негативные материалы о его компании. Это оказалось правдой. Через пару дней в столичных изданиях вышли статьи, посвященные деятельности MIRAX GROUP.

Что касается указа Генеральной прокуратуры, то я надеюсь, что компетентность и профессионализм работников прокуратуры позволит им отличить правдивое информирование читателей от спланированных информационных атак.

Павел Пашнов, генеральный директор Агентства Бизнес Новостей:

- Такие действия прокуратуры мне видятся неоправданными. Теперь недобросовестные банки во всех своих проблемах будут винить средства массовой информации, которые честно извещают граждан о финансовобольных учреждениях. Те доводы, которые приводятся, не выдерживают критики, поскольку изъятие вкладчиками средств не означает, что они понесут эти деньги в какой-то другой конкретный банк.  Соответственно, эти действия оказываются в пользу неопределенного количества заинтересованных банков, а значит, не могут быть выгодны кому-то конкретно.

Стоит отметить, что эта ситуация лишний раз подчеркивает, что нашим банкирам нужно больше уделять внимание средствам массовой информации, стараться быть более открытыми и доступными, думать, как использовать для этих целей свои ресурсы, в том числе и пресс-службы, которые должны быть инструментами сотрудничества, а не заградительными отрядами.

Анна Щербакова, редактор газеты "Ведомости – Санкт-Петербург":

- Уверена, подобная проблема должна решаться на уровне квалификации журналистов и профессиональных стандартов, которые приняты в том или ином издании. Безусловно, СМИ, особенно массовые, то есть неспециализированные, могут поставить, что называется, спекулятивную статью, где содержатся непроверенные или неточные сведения. Это способно "завалить" любую финансовую структуру. Если, к примеру, испуганные вкладчики мигом ринуться изымать свои деньги, то такого массового процесса не выдержит ни один банк.

На мой взгляд, публикация достоверной экономической информации –  это не вопрос прокуратуры, а вопрос качества репортинга и профессиональной ответственности журналиста.

Насколько проверка средств массовой информации будет "болезненной", зависит от рвения проверяющих органов. Не исключаю, что проверки могут использоваться в политических целях, но надеюсь, что до этого не дойдет.

Дмитрий Глумсков, руководитель проекта, главный редактор газеты "Эксперт Северо-Запад":

- Проблема информационных атак существовала всегда. Еще во времена предыдущего банковского кризиса были примеры недобросовестного использования средств массовой информации. На мой взгляд, журналистам нужно очень взвешенно  подходить к вопросу информирования населения, понимать, что любое слово может привести к банкротству.

Такую инициативу генеральной прокуратуры нужно воспринимать как данность. Как проверка отразиться на средствах массовой информации можно будет сказать только по результатам действий прокуратуры.

Материалы по теме

Прокуроры проверят СМИ на разжигание финансовой паники "Коммерсантъ" №210, 19.11.08

Прокуратура Петербурга проверит городские СМИ на предмет разжигания финансового кризиса Lenizdat.ru, 19.11.08