Медиановости

10 декабря 2008 14:45

Юрий Темирканов: "Стыдно стало читать газеты"

Народному артисту России, лауреату государственных премий, выдающемуся дирижеру Юрию Хатуевичу Темирканову 10 декабря исполняется 70 лет. Маэстро Темирканов критично отзывается о современной прессе.

- Сейчас газет-то приличных уже почти нет. Стыдно стало читать газеты. Стыда у них нет никакого, морали нет. Знаете, чего теперь не найти в газетах? Того, про что до революции говорили "честь имею". А нынче - "чести не имею", достоинства тоже. Стыдно, стыдно… Иногда думаешь: а есть ли вообще среди журналистов люди достойные, благородные? Все знают, что лошадей выводят породистых, и это огромный труд. Но, простите меня, точно так же выводят людей (мудро улыбается). Выводит время. Поэтому дворяне – это не мусор. Дворяне, князья – они "выводились" как лошади, составляя лучшую часть общества, - считает народный артист.

А что же думают журналисты, специализирующиеся на классической музыке, которым доводилось не раз встречаться с Юрием Хатуевичем?

Кирилл Веселаго, музыкальный обозреватель "Фонтанки.Ру", также публикуется во многих российских и западных изданиях:

- Да уж, Юрий Хатуевич Темирканов отличается от многих звезд, мэтров в общении с журналистами. Всегда доброжелательный. Правда, не любит, когда к нему приходят люди не особо сведущие, но кто ж таких любит.

Тем не менее красивым девушкам вообще все прощает! Конечно, у него есть свой набор шуток и анекдотов, которые любит повторять. Он всегда очень откровенный, открытый, искренний и в этом плане даст сто очков вперед любому. Не стесняется сказать то, чего не принято говорить, что, возможно, ему может навредить. Например, нелестно отозваться о городских властях, когда речь заходит о том, что у нас до сих пор нет памятника Чайковскому.

Наше знакомство началось много лет назад с того, что в "Смене" вышла моя критическая рецензия на концерт-открытие сезона в филармонии. Статья называлась "А город подумал: учения идут". Потом мы встретились в самолете, летели из Лондона, я пошел в хвост, чтобы покурить, там было только одно свободное кресло, и я сказал: "Юрий Хатуевич, можно к вам присесть!" Я представился. Он сказал: "А, вот перестройка грянула - мастеров можно ругать!" - на это я ответил: "У вас бывают неудачные концерты, а у меня - неудачные рецензии, - он улыбнулся, - ну ладно, забудем!" А на мое предложение сделать интервью, где бы он мог высказать свои претензии, усмехнулся: "Ну, зачем – я же кабардинец, я гордый!" И стал угощать меня пивом. С тех пор мы с ним, можно сказать, сдружились. Одно время даже слухи ходили, что я - "человек Темирканова", но это неправда – просто любому человеку нравятся адекватные люди. А Темирканов абсолютно адекватный. Я и после этого публиковал критические статьи в его адрес.

С ним не всегда легко договориться об интервью. Бывает, он соглашается на встречу, а потом объявляет, что устал. Я не обижаюсь, потому что знаю: маэстро по той же причине отменил свои гастроли в Ханты-Мансийске. Сказал, что устал, и все, что никуда не поедет, хотя там ему такую встречу готовили! Бывает…

Беседы с ним пролетают мгновенно, об одном жалеешь, что было мало времени. Если уж Темирканов согласился на беседу, то, как правило, не требует интервью на вычитку, тем самым уважая тебя как профессионала. И чувствуя такое к себе отношение, ты начинаешь особенно бережно относиться к тексту. Знаете, есть дирижеры, которые "высасывают" энергию из оркестра и публики, а есть такие, что дарят энергию, несут позитив. Темирканов и в общении с журналистами дарит мудрость, заряжает тебя энергией. Золотой собеседник!

Сергей Бирюков, заместитель редактора отдела культуры газеты "Труд":

- Юрия Хатуевича не так-то просто "отловить": он - то в Японии, то в Балтиморе, то в Париже, но если уж случилось выйти к прессе, то он выложится на все сто. Года полтора назад, когда он согласился стать главным приглашенным дирижером Большого театра, в Москве устроили большую пресс-конференцию по этому поводу, все что-то сказали, произнесли какие-то формальные речи, а Юрий Хатуевич был готов рассказать журналистам про все. После пресски никуда не убежал, а рассказывал про конфликт в Лионской опере, когда он расторг контракт, попал на крупную сумму, отказавшись дирижировать "Пиковой дамой", поняв, что из оперы там сделали какую-то порнушку. Московские жлобы-журналисты уже спешили куда-то по своим мелким делишкам, а маэстро все рассказывал и рассказывал в своей неспешной, доверительной, удивительно приятной манере.

Я остался и записал тогда на диктофон массу интереснейшего материала. Я-то понимал: когда ты в следующий раз его отловишь?

Мне даже трудно представить, как он может быть суровым, а ведь любой дирижер для оркестра – это тиран. Иначе быть не может. Я спросил его об этом и услышал: "Знаете, а иногда промолчать бывает намного эффективней, чем обругать человека!" Мудро! У Юрия Хатуевича можно не только хорошее интервью взять, но еще и мудростью, интеллигентностью, достойными манерами обогатиться.