Медиановости

10 декабря 2008 16:42

Герман Клименко: Планирую полностью поменять модель продажи рекламы в интернете

Герман Клименко: Планирую полностью поменять модель продажи рекламы в интернете

Банкир, владелец консалтинговой фирмы и создатель сайта Liveinternet.ru (Li.ru) Герман Клименко стал известен в широких кругах именно благодаря своей интернет-деятельности. На момент создания Liveinternet.ru (ресурс совмещает в себе блогхостинг и статистику) в Рунете уже существовала русская версия Livejournal (в народе ЖЖ). Однако Liveinternet.ru удалось не только собрать достаточно многочисленную аудиторию, на данный момент на сайте зарегистрировано более 1,5 млн дневников, но и создать обширную базу (512 тыс. сайтов) для сбора статистических данных.

В ближайших планах Германа Клименко пережить кризис, поучаствовать в переделе рекламной прибыли в Рунете и заработать с помощью Liveinternet.ru не просто много, а очень много денег.

Вы владелец Liveinternet.ru, а ведете блог в ЖЖ, первая запись в котором появилась 9 сентября 2002 года, следующая после нее — только 5 августа 2008 года, после которой вы довольно активно стали писать там...

— На самом деле я сам не знаю, почему я туда пишу. Возможно, это связано с тем, вы не поверите, что сейчас бушует кризис, с началом которого я просто стал отдыхать. Потому что все, что можно было сделать, уже сделано. От меня сейчас вообще ничего не зависит. Поэтому я тихо сижу в уголке и жду февраля, при этом развлекая себя в том числе и тем, что пишу в ЖЖ. Но это не самое интересное из моих развлечений на данный момент. Например, каждую субботу я езжу смотреть земельные участки. Одна из моих сотрудниц окончила факультет ландшафтного дизайна и предложила купить 20 га земли и выращивать там дубки и сосенки. Мне очень понравилась эта идея. Я выяснил, сколько стоит привезти сеянцы (в России плохо всходят семена, сеянцы лучше всего покупать в Польше или Голландии). Потом надо брать фуру, проходить фитоконтроль на таможне. У этого бизнеса вообще много особенностей. Не думайте, что я решил полностью переориентировать свою бизнес-деятельность. Это все от безделья. Потому что я точно знаю, что лично мне этот период проскочить удастся.

С чем связаны столь оптимистичные настроения относительно кризиса?

— Недавно мы с одним из моих приятелей обсуждали, как бы нам назвать новую фирму. Придумали такое название — МСНВК. Расшифровывается эта аббревиатура очень просто: мы спляшем на ваших костях.

В истории нашей страны уже были 94-й, 95-й, 96-й годы. На протяжении всего этого времени в стране продолжался один большой кризис. В итоге 98-й год стал квинтэссенцией всего того, что творилось в России с 85-го года. Мне удалось пережить все эти кризисы, но с такими мучениями и вылезаниями из самого себя, что сейчас хочется сплясать на костях других людей, тех, кто когда-то плясал на моих.

На мой взгляд, наименее пострадавшей областью бизнеса в легальной экономике России (нелегальная никогда не страдает, она всегда процветает) во время нынешнего кризиса будет хай-тек. В 2000 году был сброшен пар, и хай-тек неплохо получил по морде (речь об "интернет-пузыре" и кризисе IT-индустрии. — Ред.). Сейчас же пострадают только те компании, у которых, например, раздут штат. А основная масса неплохо переживет этот период. Лично я планирую остаться в той лодке, пассажиры которой будут наблюдать за тем, как тонет и расчищается хай-тек-рынок в России. Потом мы причалим к берегу с оставшимися деньгами и все там скупим.

Насколько разная аудитория у ЖЖ и Liveinternet.ru?

— Если рассматривать аудитории сайтов глобально, то становится понятно, что люди везде одинаковые, а вот сервисы разные. Вся суть заключается в том, умеют ли люди продавать рекламу. Можно долго ругать РБК (мы понимаем, что РБК — отхожее место, на котором все топчутся, поэтому его я и беру в качестве примера) за то, что у них не та аудитория, но рекламу они продавать умеют. И для рекламодателя, который приходит на РБК, соотношение эффекта и цены приемлемо. Многие из тех, кто днем ходит на РБК проверить биржевые сводки, ночью смотрят уже на других сайтах порнушку. Рекламодатели соответственно ночью должны показывать одну рекламу, а днем другую. Таким образом, аудитория Liveinternet отлично потребляет рекламу (г-н Клименко имеет в виду вот что: с помощью системы сбора статистики Liveinternet и на порносайте можно найти ту часть аудитории, которая днем посещает респектабельные ресурсы. — Ред.), и это вовсе не автомобили Mercedes, а шампуни от перхоти. Это вопрос денег, и я их люблю.

А вот SUP (компания, владеющая Livejournal. — Ред.) в свое время деньги не любил. Он сразу сказал, что будет продавать именно Mercedes, напирая на чистоту своей аудитории. Но у ЖЖ есть особенность — платные аккаунты. За 20 долл. в год я могу купить право пользоваться ЖЖ без рекламы. И я с удовольствием такой возможностью воспользовался. И ведь таких, как я, много. Допустим, 10 тыс. человек. На нас ЖЖ зарабатывает 200 тыс. долл. в год. Великолепный бизнес! Теперь представьте, приходит ко мне рекламодатель, и я ему говорю: у меня есть масса розовеньких девочек, геев, негодяев, подонков, но среди них есть то, ради чего вы ко мне пришли, — Клименко, Носики и прочие селебритиз, однако продать рекламу именно им мы не можем. Зачем же так издеваться над рекламодателем?

Поэтому если сравнивать аудитории сайтов, на какой-то массе она становится одинаковой. Это все равно что сейчас сравнивать аудиторию в метро и на поверхности. За редким исключением и там и там люди совершенно одинаковые.

SUP пытался купить у вас Li.ru. Были и другие желающие приобрести ваш сайт. Не жалеете о том, что сделка так и не свершилась?

— Среди желающих приобрести мой сайт была и компания РБК. Но я не жалею о том, что так и не продал Li.ru. Вопрос в цели, которую я преследую. Если бы у меня была цель заработать денег, я бы продал сайт. Но моя цель не в том, чтобы заработать денег, а в том, чтобы заработать много денег.

Кроме того, еще не сделано то, чего хотелось бы.

А чего хотелось бы?

— Мы еще не дошли до продвижения статистики на Запад, несмотря на то что мы перевели интерфейс на 8—10 языков. В ближайшее время планируем запустить отчет по демографии и отчет о структуре доходов посетителей сайтов.

Я понимаю, что, обладая информацией, я наконец смогу поучаствовать в распиле рекламных денег. Сфера, в которую меня до сих пор не пускали всякие Носики. Я планирую полностью поменять модель продажи рекламы в Интернете. Сейчас продается место на сайте. А я предполагаю научиться продавать посетителя, чтобы рекламодатель пришел и сказал мне: я хочу продать рекламу мужчине-юристу, в возрасте от 30 до 40, с доходами от 40 тыс. долл. в год — и я смог продать ему именно эту аудиторию вне зависимости от того, на какие сайты ходят люди этой категории. Что-то похожее уже делают телеканалы, когда предлагают своим клиентам рекламное время внутри какой-либо программы.

В этом году Google предпринял попытку купить "Бегуна". ФАС сделку не одобрил. Почему так произошло?

— История с ФАС достаточно загадочная. Мне кажется, что Google сам отказался от сделки и попросил ФАС ее зарубить. Google работает с рекламодателями совершенно иначе, чем работают все системы контекстной рекламы в Рунете. Например, если я хочу разместиться в Google, я либо плачу напрямую 1000 долл., либо делаю это через рекламное агентство и плачу 1000+200 долл. При этом стоимость услуги рекламного агентства четко выражена. Как работает "Яндекс" и "Бегун"? Мы — "Яндекс" и "Бегун" — продали рекламы на 100 тыс. долл., и вам — рекламному агентству — предоставляем скидку в 15 тыс. долл. Комиссия агентства при этом скрыта.

Мне кажется, что из-за этой разницы моделей продажи рекламы самым простым способом объяснить отказ ФАС было предположение, будто Путин позвонил в ФАС и запретил продавать национальное достояние в лице "Бегуна". Однако мне ближе другая идея: после подписания договора меня пустят посмотреть, что творится внутри, и если мне это не понравится, я могу рассчитывать на то, что ФАС откажет. На месте Google я бы непременно убедил ФАС отказать в совершении сделки.

Год назад вы предсказывали, что в этом году Rambler покинет тройку лидеров Рунета. С чем был связан ваш прогноз?

— У Rambler проблемы начались еще в 98-м году, когда Волож (Аркадий Волож, генеральный директор "Яндекса". — Ред.) достаточно удачно привлек инвестиции. Он очень правильно поступил, когда, получив деньги, вместо того чтобы просадить их, пустил в дело: оплатил рекламу и вложился в технологии. И выяснилось, что он всех победил. Хотя в те времена меня на полном серьезе спрашивали, а есть ли у поисковиков шанс в Рунете. Очень часто звучало мнение о том, что в России специально обученная аудитория, которая ничем, кроме Rambler, пользоваться не будет. На самом деле то, что происходит с Rambler, это то же самое, что происходит с Yahoo. Вроде бы у Yahoo все хорошо, первый ресурс, но из-за своих амбиций они не стараются становиться лучше и что-то менять.

Что с Rambler будет дальше?

— Умрет потихоньку. Несколько лет назад в газете "АиФ" мне рассказывали о том, что подписчиков у них вроде бы много, но их количество уменьшается пропорционально смертности. Вот у Rambler примерно такая же ситуация. У него была аудитория, которая по-прежнему остается с этим поисковиком и которая даже стоит денег, но она не растет, потому что новички идут либо в "Яндекс", либо в Google. И до тех пор, пока установка в Rambler на то, что "мы успешная процветающая компания с внутренней корпоративной перепиской на английском", не изменится, проблемы Rambler будут продолжаться.

В этом году в Рунете возникло противостояние между "Одноклассниками" и "В контакте". Кто победит в этой борьбе?

— Тот, кто научится продавать рекламу, тот и победит. Вообще весь шок социальных сетей заключается в том, что сайты с примитивным софтом и идеей, которую мог реализовать любой, неожиданно завоевали огромную популярность среди пользователей. При этом социальные сети имеют такую же аудиторию, как очень сложно технически устроенный "Яндекс". Недовольных популярностью социальных сетей участников рынка успокаивает только то, что ни "Одноклассники", ни "В контакте" не умеют продавать ту массу пользователей, которую они набрали. Сейчас покупать рекламу на этих сайтах невозможно. Дробных вещей там не существует, а купить миллион показов — все равно что выбросить деньги на ветер. Потому что показы сгорают со скоростью звука. Победит только один, как только придумает такую же революционную модель продажи рекламы, как контекстная реклама.

"Одноклассники" пытаются начать зарабатывать другим путем — с помощью платных сервисов для пользователей. Когда "В контакте" последуют их примеру?

— Этот вопрос было бы правильнее задать "В контакте". Думаю, что рано или поздно они начнут это делать. И если у них хватит ума, они начнут делать это сейчас, не думая о том, что в стране бушует кризис, во время которого пользователей лучше не обременять дополнительными затратами. Кризис не повод не ходить в социальные сети. Более того, кризис — повод ходить туда чаще. Пользователи могут отказаться от всего, но не от "Одноклассников".

Как вообще трафик в Рунете превращается в реальные деньги?

— Есть три пути: реклама — контекстная и медийная, игровой контент (онлайн-игры) и платные сервисы. На данный момент больше ничего не придумали.

Появится ли что-то новое в ближайшее время?

— Пока у нас не будет развита карточная система (платежные карточные интернет-системы. — Ред.), у нас ничего нового появиться не может. Без карточек не могут, например, работать даже аукционы, как eBay. Но говорить о том, как еще можно зарабатывать в Интернете, можно будет только тогда, когда российские люди станут больше любить пластиковые карты, нежели наличные деньги. ВН