Медиановости

19 января 2009 18:25

Последний год для независимых российских СМИ?

Финансовый кризис – удобное время для государства, чтобы усилить властную вертикаль, подмять под себя бизнес, расправиться с инакомыслием и покончить с независимыми СМИ.

В наступившем 2009 году все без исключения российские средства массовой информации попали в трудное положение. И не они одни. Угроза банкротства нависла едва ли не над всей российской экономикой. Впрочем, экономика, хотя и с очевидными потерями, все же выкарабкается. Со СМИ сложнее. Здесь потери могут быть необратимыми. 2009-й год может стать последним в истории существования независимых российских СМИ.

В конце декабря 2008 правительство обнародовало список крупнейших "системообразующих" предприятий, которым государство окажет поддержку, чтобы избежать их краха. Туда вошли около 300 как государственных, так и частных компаний самого различного профиля: в области энергетики (включая такие гиганты как "Газпром" и "Лукойл"), металлургии, машиностроения, строительства, транспорта, предприятия пищевой промышленности, агропромышленного комплекса, торговли и так далее.

В список попали и СМИ. Их не так много. Это информационные агентства ИТАР-ТАСС и "Новости", Всероссийская государственная телерадиокомпания (куда входят общенациональные телеканалы "Россия", "Культура", "Вести-24", "Спорт", детский телеканал "Бибигон", вещающий на зарубежные страны русскоязычный телеканал "РТР-Планета", русская версия телеканала "Евроньюс", радиостанции "Россия", "Маяк", "Культура", интернет-канал "Россия" и 89 региональных телерадиокомпаний во всех субъектах РФ; аудитория ВГТРК – 98,5 % населения России); также телекомпании "Первый канал", "Петербург-Пятый канал", телеканал "Russia Today" и радио "Голос России" (телеканал "Russia Today" и радио "Голос России" вещают на иностранных языках для зарубежной аудитории).

Логика здесь очевидна. Государство готово поддержать те СМИ, которые формируют "правильный" образ России как внутри страны (два "уполномоченных заявить" информагентства, крупнейшие национальные телеканалы и радиостанции), так и за рубежом (телеканал "Russia Today", радио "Голос России").

Разумеется, общий федеральный список не полон. В частности, в него не вошли региональные СМИ. Кто-то из них также может рассчитывать на поддержку, в первую очередь те, что находятся на содержании региональных властей или особо к ним лоялен. Вероятно, их поддержат региональные власти. Всем остальным остается рассчитывать только на себя. И здесь реальная картина в целом, увы, безрадостна.

СМИ переживают период безденежья. Причины очевидны: падение рекламного рынка и отсутствие инвестиций. Акционеры, инвесторы, спонсоры в условиях дефицита денег резко сократили финансовую подпитку, а то и прекратили ее вовсе. Одновременно рекламные бюджеты изданий трещат по швам. В условиях кризиса рекламодатели отказываются тратить деньги на продвижение товаров, которые сегодня не могут найти спроса.

Еще осенью прошлого года многие российские СМИ объявили о сокращениях бюджетов и, соответственно, штата сотрудников. Но осень 2008-го – это только начало. Настоящий обвал ждут весной 2009-го.

Едва ли не первым ледяное дыхание кризиса осенью 2008-го испытал на себе медиа-холдинг Росбизнесконсалтинг (РБК), где прошло существенное секвестирование расходов и сокращение сотрудников. А сразу же вслед за этим, в октябре – ноябре, словно по принципу домино, начали сыпаться другие медиа-ресурсы. Даже, казалось бы, вполне устойчивые и в нелояльности к властям не замеченные. О сокращении бюджетов заявили в телекомпаниях ВГТРК, НТВ, "Петербург-Пятый канал". Пятый канал объявил о сокращении двух третей своих региональных корпунктов. Был закрыт ряд программ, уволено около 15% сотрудников, причем это только начало, говорят об увольнении одной трети сотрудников. Региональную сеть сократила и государственная "Российская газета".

Все СМИ без исключений пересматривают бюджеты, сокращая расходы. Кто-то уменьшает объемы изданий, сокращая число страниц, кто-то ликвидирует приложения и прочие активно развивавшиеся в последние годы медийные проекты. Большинство резко сокращают или вовсе упраздняют региональные сети и корпункты. Кто-то сокращает сотрудников, кто-то урезает зарплату, где-то зарплату вообще прекращают платить, предлагая журналистам затянуть пояса и как-то пережить трудности вместе с изданием.

Финансовые трудности испытывают и многие известные своими либеральными настроениями газеты, такие как "Коммерсант", "Независимая газета", "Новая газета" и другие.

Многие, не говоря об этом открыто, подозревают, что в скором будущем их издания могут вообще перестать выходить. Такими опасениями, например, поделился в своем интернет-дневнике бывший заместитель главного редактора "Независимой газеты" Антон Трофимов. Он пишет, что "НГ" стоит на пороге 30-процентного сокращения штатов. На этом фоне, а также на фоне сокращения объема ежедневного номера слухи о возможном прекращении выхода "НГ", по его мнению, не кажутся такими уж фантастическими.

О закрытии ряда газет стало известно еще в конце 2008 года. Вероятно, первой пала многострадальная газета "Московский корреспондент", прежде уже закрывавшаяся после скандальной публикации о якобы имеющих место личных пристрастиях Владимира Путина к бывшей гимнастке, а ныне депутату Госдумы Алине Кабаевой. Впоследствие в сентябре 2008 года газета была перезапущена уже в новом формате и с новым составом редакции. Но просуществовала всего около месяца, после чего на волне кризиса ее владелец олигарх Александр Лебедев окончательно закрыл газету.

Тот же Александр Лебедев является акционером самой известной в России оппозиционной "Новой газеты". По известным причинам это издание в нынешние нелегкие времена также не может рассчитывать в полной мере на спасательный круг в виде инвестиций от своего акционера. Что уже вынудило газету пойти на сокращение ряда медийных программ и сотрудников.

Тем не менее, многие руководители российских СМИ стараются сохранять лицо и не говорить открыто об истинном положении дел, называя происходящее "оптимизацией", "реструктуризацией". Они вполне оптимистичны в своих публичных высказываниях: мол, кризис расставит все по своим местам, сильные выживут и преуспеют, а слабые пойдут ко дну. В то же время в приватных беседах многие откровенно говорят о скором крахе российских СМИ.

Владимир Сунгоркин, главный редактор и генеральный директор "Комсомольской правды", одной из самых многотиражных газет России, высказывается осторожно. Мол, обвальной ситуации в прессе на момент окончания 2008 года нет. Есть спад в зарабатывании денег на рекламе. Так что в ближайшем будущем, по всей вероятности, не исключены сокращения не только бюджета "Комсомолки", но и штата редакции, и кого-то уже сократили. Ему вторит и шеф-редактор ИД "Коммерсант" Андрей Васильев, который также признает, что они готовятся к кризисному развитию событий – урезанию бюджета, сокращению штатов.

Павел Гусев, главный редактор газеты "Московский комсомолец", он же руководитель комиссии по печати Общественной палаты России высказывает опасения: крупные компании-рекламодатели резко сокращают рекламные бюджеты, многие банки вовсе снимают рекламу. А это в свою очередь может поставить под угрозу существование многих российских СМИ.

Пожалуй, одну из самых пессимистичных оценок нынешней ситуации дал известный телеведущий канала НТВ Владимир Соловьев. Он сказал так: "Этот кризис станет концом наших СМИ. Чисто экономически: не будет рекламы и рекламодателей. Это уже сейчас видно. Хотя мы еще и не почувствовали в полной мере нынешнего кризиса, даже чуточку не коснулись его дна. С января мы все это почувствуем на своей шкуре, когда вся пресса рухнет".

Конечно, не все разделяют столь глубокий пессимизм. Однако российская реальность пока не дает оснований опровергнуть мрачный прогноз известного телеведущего.

Что особенно тревожно, так это та тенденция, которая вырисовывается при безвременной кончине сраженных кризисом СМИ. К примеру, в Петербурге первой в 2009-м году закрылась хорошо известная своими либеральными настроениями газета "Дело", чьим кредо на протяжении 13 лет существования была последовательная критика властей.

В том же Петербурге на базирующемся там федеральном телевизионном "Пятом канале", как уже было сказано, был закрыт ряд программ. Причем в первую очередь как раз тех, где, по непонятным причинам, во второй половине 2008-го вдруг прорезалась какая-то неподцензурная гласность, куда стали приглашать людей, давно ставших персонами нон-грата для отечественного телеэкрана. Скажем, программа "Против течения", куда приглашали Бориса Немцова, прочно обосновавшегося в стоп-листах отечественного телевидения (то есть в списках не допускаемых к эфиру персон).

Конечно, мне могут резонно возразить: здесь нет ничего общего с политикой, одна экономика. Конечно, кто ж спорит. Помнится, одна сплошная экономика была и в былые годы, когда разгоняли прежнее неугодное Кремлю НТВ. Тогда это называлось спор хозяйствующих субъектов. Сегодня – экономический кризис. Важно только направить кризис в нужное русло.

Сделать это нетрудно. Можно поговорить с собственниками издания, издателями, намекнуть, что кризис, если что, может постичь и их основной, не связанный с медиапроектами бизнес. Кто ж из собственников хочет разориться или уж тем более пойти по пути Михаила Ходорковского, финансировавшего политическую оппозицию и оказавшегося в итоге за решеткой? Можно взвинтить арендную плату за помещения редакции, за услуги типографии, можно ставить палки в колеса на пути распространения издания – все это в условиях отсутствия денег смерти подобно. Можно включить непробиваемый административный ресурс, замучить издание придирками и проверками. Была бы политическая воля. И тогда направленные точечные удары финансового кризиса сделают свое дело, расчистят информационную поляну. И там останутся лишь проверенные временем "правильные" СМИ. А "неправильные" поглотит кризис.

Так что не исключено, что 2009-й год станет последним годом существования в России немногих пока еще остающихся независимыми от государства СМИ. Осознать это мы сможем, вероятно, уже весной. Тогда, когда окончательно закончится осмысление итогов 2008-го, остатки прошлогодних рекламных бюджетов будут окончательно проедены, и новых не предвидится, а по стране прокатится очередная волна сокращения производств и массовых увольнений.