Медиановости

23 января 2009 13:10

Суд удовлетворил иск омбудсмена о защите чести к гендиректору ООО "Маяк"

Уполномоченный по правам человека в Петербурге Игорь Михайлов — не "тупой безграмотный студент, который учился плохо и поэтому говорит и не понимает, что". Это достоверно установил Калининский районный суд. Он удовлетворил иск омбудсмена о защите чести к генеральному директору ООО "Маяк" Дмитрию Астафьеву, который опрометчиво сделал такие заявления в интервью радиостанции "Эхо Петербурга". История была бы забавной, если бы не конфликт, который стоял за этим.

Гендиректор ООО "Маяк" Дмитрий Астафьев и уполномоченный по правам человека Игорь Михайлов поссорились, по очереди дав интервью радиостанции в феврале прошлого года. 8 февраля Михайлов в прямом эфире рассказывал о своей деятельности и, в частности, об истории с профессором СПбГАСУ Рудольфом Санжаровским, находящимся под следствием. Тот обнаружил, что на объекте, где ООО "Маяк" отвечает за качество строительства, в землю вбиваются не те сваи. "Это я как строитель по первому образованию говорю. Могу сказать так: через 15 лет они как сахар в чаю растают, потому что в Питере грунты агрессивные, в силу природных особенностей", - заявил тогда Михайлов.

ООО "Маяк" занималось строительством жилого комплекса на пересечении Богатырского проспекта и улицы Туристской. Санжаровский исполнял в ООО "Маяк" функции главного инженера и являлся соучредителем компании. Однако он заявил о технических нарушениях в процессе строительства и о том, что компаньоны якобы расходовали средства, полученные от дольщиков, не по назначению. При этом он имеет звание "профессор" по кафедре теоретической механики СПбГАСУ, является заслуженным деятелем науки и техники РФ, лауреатом премии правительства РФ.

Причиной интереса правоохранительных органов к Санжаровскому стала его коммерческая деятельность в ООО "Маяк". Его доля в предприятии составляет 34%. Два других компаньона (в том числе Астафьев) – бывшие аспиранты профессора. Именно с ними и произошел конфликт внутри фирмы (так история рассказана на сайте уполномоченного).

Михайлов в интервью радиостанции рассказал про страдания профессора Санжаровского (который, по сведениям защитника, попал "по желанию своих горе-компаньонов" под следствие и был арестован). И настаивал на том, чтобы Санжаровского отпустили под подписку о невыезде, а в том, что его не отпускали, усматривал "интерес его бывших компаньонов". В результате последовало ответное интервью генерального директора ООО "Маяк" Дмитрия Астафьева. Тот разъяснил ситуацию со своей точки зрения.

В частности, Астафьев рассказал, что компания построила дом, который уже принят госкомиссией и введен в эксплуатацию: "По моим проектам построены дома, и гатчинские, начиная с 1996 года по сегодняшний день - те, которые выше, чем 16 этажей, - построены по проектам, которые делал лично я. Вместе, конечно же, с уважаемыми проектировщиками и экспертами Гатчинского ДСК, других проектных организаций, я отвечал за несущий каркас здания. Я являюсь экспертом по этим домам, моя экспертиза признается, начиная с 1996 года. Я сам рассчитывал этот дом, и более надежного здания на СПЧ на сегодняшний момент нет". По его данным, на сваях псковского ЖБИ (которые, по версии омбудсмена, никуда не годятся) построено 20 процентов зданий в городе.

По словам Астафьева, профессор Санжаровский являлся проректором по научной работе СПбГАСУ, но в 2002 году был уволен: "В компании он вымогал деньги в особо крупных размерах, начиная с трёх миллионов долларов. Последнее его желание, перед тем как мы возбудили против него уголовное дело, было десять миллионов долларов... Он и сам это нигде не скрывал. Последнее его письменное желание... сорок пять миллионов рублей". Дальше Астафьев рассказывает о том, что якобы профессор, не получив денег, занялся "вражеским захватом" - подделал документы чиновничьей экспертизы. "Пять милицейских экспертиз, они подтверждают, что он подделывал документы нашего общества. Он подделывал договора купли-продажи долей. В том числе акций. Он присваивал себе полномочия... он, по сути дела, продал нашу компанию одной из крупнейших московских фирм, не имея на то полномочий, присвоив себе титул якобы президента нашей компании. Подделав документы, он нарушил закон. Мы сделали соответствующее заявление в милицию. 33-я статья, лжесвидетельство, в Горсуде, подделка документов. В течение следствия, в течение более чем года, он, насколько мне известно, не являлся ни на один допрос, ни на одно собеседование к следователю. Был объявлен во всероссийский розыск. Потом в какой-то момент времени произошло нападение на мою жену. Те люди, которые на нее напали, передали привет от него... Вот после этого, насколько я понимаю, и было принято решение прокуратурой и следственным управлением провести его арест. И он был арестован прямо на рабочем месте, в институте. По сути дела, он посадил себя сам".

А про уполномоченного по правам человека Астафьев заявил: "всё, что сказал Михайлов, - это ложь, заведомая причем, циничная наглая ложь. По факту, гражданин Михайлов, заявив тем более, что он инженер-строитель по первому образованию, продемонстрировал, на мой взгляд, одно из двух. Моя версия первая: он абсолютно тупой безграмотный студент, который учился очень плохо и поэтому говорит и не понимает что".

Эта фраза и стала поводом для подачи иска о защите чести, достоинства и деловой репутации с требованием компенсировать моральный вред в размере 35 миллионов рублей, а заодно вытащила наружу всю историю. Суд посчитал, что заявления Астафьева умаляют честь, достоинство и деловую репутацию Михайлова и установил, что компенсация в размере 1000 рублей соразмерна причиненному моральному вреду.

Обиженная Астафьевым сторона апеллирует к актам о том, что пробная забивка свай (С140-35 с Псковского месторождения Анскино, выпускаемых ЗАО "Завод ЖБИ-1") в фундамент дома на Богатырском выявила их разрушение, а также к оценкам месторождения в Псковской области и места строительства дома. Насколько достоверны данные исследований, оставим разбираться специалистам и спорящим сторонам.

Как стало известно "Фонтанке", уже после скандальных интервью в марте прошлого года профессора Санжаровского выпустили под подписку о невыезде, он изучает материалы дела и занимается научной деятельностью.