Медиановости

23 января 2009 15:34

Председателя Комитета рекламы Москвы подозревают в причинении тяжких последствий бюджету города

"Главным следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации расследуется уголовное дело в отношении Председателя Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы. Он подозревается в превышении должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, с причинением тяжких последствий в виде недополучения бюджетом города Москвы денежных средств в сумме свыше 130 млн рублей (ч. 3 ст. 286 УК РФ). В настоящее время проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершения преступления".

За скупыми, как говорится, строками официального сайта Следственного комитета при Прокуратуре РФ кроется целый роман. С интригой, предысторией и закрученным сюжетом. И, конечно же, с главным героем, почему-то не названным на следственном сайте по имени — Владимиром Петровичем Макаровым, председателем столичного рекламно-информационного комитета.

Обычные москвичи могли узнать о существовании рекламно-информационного комитета в конце лета 2008-го из сообщений о возбуждении уголовного дела по поводу миллионных сумм, недополученных городским бюджетом. Но то дело расследовалось в отношении первого заместителя Макарова, Александра Менчука. Теперь и начальник уравнен в следственных правах со своим подчиненным. На каждого — по уголовному делу. Колоритное в этом подследственном комитете руководство, как на подбор.

Средство для наружного применения

Рядовой москвич уже привык к тому, что главные панорамы Москвы невозможно представить без рекламных символов на самых заметных местах, что реклама беззастенчиво вторгается в перспективы городских улиц. Однажды мэр Москвы Юрий Лужков подверг критике состояние дел в сфере московской наружной рекламы. "Социальная, природоохранная реклама и реклама отечественной продукции очень слабо поставлены", — говорил мэр. "Там, где установлены электронные табло, мы наблюдаем увеличение числа ДТП. К тому же, что касается рекламы, работающей вечером, мы портим жизнь людям, чьи окна выходят на такую рекламу. И все эти вопросы оформляются очень небрежно", — отмечал Юрий Лужков.

Для чего все это рекламное раздолье? Оно питает городской бюджет? Но Следственный комитет зря словами бросаться не будет — значит, питает оно не столько бюджет, сколько…

Возвышенные мечты

Официальная биография Владимира Макарова — скупа. Родился 27 апреля 1960 года. В 1987 году окончил Ленинградский институт киноинженеров. Работал в Торгово-промышленной палате СССР лаборантом, рекламным фотографом и фотохудожником. В 1989 году стал одним из учредителей информационного агентства "ИМА-пресс", был его директором. В 2003 году пришел на работу в Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы. В июне 2004-го стал председателем комитета.

Как говорил о своей работе Макаров, "не могу назвать свой труд легким, но я уже привык". Действительно, можно посочувствовать. Как наладить порядок в сфере рекламы и информации в Москве, не изучая лично мировой опыт? Информационные сводки свидетельствуют: Владимир Макаров то выступает на "41-м конгрессе Международной рекламной ассоциации в Вашингтоне", то едет по поручению мэра в Париж, где изучает жизненно необходимый Москве опыт "развития велосипедного движения за счет рекламных кампаний". Из бесед Макарова с пользователями интернет-ресурсов выясняется, что он уже несколько лет ездит на кинофестиваль в Канны и даже проводил там семинар по российской рекламе. География поездок Владимира Макарова по свету в целях изучения рекламного опыта широка — Дюссельдорф, Чили, города Китая… Ну, а вообще, скромно сообщает Макаров, побывал он более чем в 50 странах мира. Неплохо для плотно загруженного работой чиновника.

Ездит Владимир Макаров, как он сам рассказывал интернет-собеседникам, на скромной "Ауди", хотя мечты в этой области у него "гораздо более возвышенные". В другой области мечты уже сбылись: у Владимира Макарова "есть собственный тракено-буденовец Бахор. Стараюсь не реже одного раза в неделю выезжать на нем в поля или тренироваться в манеже". Заметим, что породистый скакун стоит в наши дни дороже иного "породистого" авто. В коммерческих объявлениях жеребцов предлагают покупать за 13—14 тысяч евро. При этом, как говорит сам Макаров, "оклад у меня около 15 тысяч рублей, и заработная плата со всеми надбавками получается около 70 тысяч рублей".

Вам бывает стыдно?

Но перейдем, однако, к сфере профессиональной деятельности Владимира Макарова. Он честно признает: "Я не могу вспомнить какой-то еще легальной деятельности, которую бы москвичи не любили так, как рекламу"; "Могу сказать ответственно, что возмущение москвичей вызывает не только обилие рекламных конструкций, размещенных в городе, но и безвкусные графические работы, размещенные на этих конструкциях".

Один из интернет-собеседников задал Макарову вопрос: "Вам бывает стыдно за московскую наружку?". "Бывает. И довольно часто", — признался Владимир Макаров. В интервью он констатирует: "Не могу не согласиться, что количество рекламоносителей в историческом центре города выходит за все разумные пределы".

Дело о пропавших миллионах-2008

В одном из интервью Владимир Макаров говорил, что его ведомство находится на 8-м месте из 26 подразделений правительства Москвы, "которые пополняют бюджет города". Весьма любопытно при этом было бы узнать, какая сумма за многие годы торжества наружной рекламы на площадях и улицах Москвы в бюджет города не поступила. Завесу тайны слегка приподнял в 2008 году Следственный комитет, расследовав обстоятельства появления в городе всего лишь 300 из многих тысяч рекламных носителей. В офисе рекламного комитета Москвы уже проходили обыски по "рекламному делу", возбужденному в связи с нанесением ущерба бюджету города. Санкция на эти мероприятия была выдана Басманным судом в связи с уголовным делом, возбужденным еще в июне 2008 года. Эта история, т.н. "дело химиков", была связана с расследованием обстоятельств предоставления рекламным комитетом необоснованных льгот по арендной плате за размещение на городских улицах 300 двусторонних рекламных носителей размером 3 на 6 метров. Места под эти рекламные щиты по распоряжению мэра Москвы от 18 января 2001 года №32-РМ получила Московская ассоциация организаций химического комплекса (Ассохим) "для рекламно-информационной поддержки предприятий химкомплекса". Затем она передала компании News Outdoor права на установку и эксплуатацию щитов, с обязательством размещать материалы в поддержку столичных химпредприятий в обмен на льготы по аренде. В результате в течение пяти лет в 2002—2007 годах рекламные места предоставлялись с 90-процентной (!) скидкой, но никаких рекламных материалов, связанных со столичным химическим комплексом, на этих щитах не появилось — там размещалась обычная реклама. Таковы были итоги специальной проверки Главного управления госфинконтроля Москвы.

Дело о пропавших миллионах-2009

СМИ поспешили сообщить, что основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Владимира Макарова могло стать предоставление льгот компании "Мосгорреклама". Однако круг работы сотрудников Следственного комитета, вероятно, будет гораздо обширнее. По материалам проверок, около 20 фирм имеют в Москве различные льготы по аренде рекламных носителей. Некоторые аренды не платят вовсе, кто-то пользуется 90-процентной льготой, кто-то получает льготу по аренде, не выполнив обязательств перед городом… И т.д. и т.п. Надеемся, что в ходе нашего журналистского расследования мы сможем назвать конкретные имена и цифры.

P.S. Напоследок — два фрагмента диалога Владимира Макарова с интернет-собеседниками.

Вопрос: Скажите, принимая то или иное решение, руководствуетесь ли вы принципами морали и нравственности? Будет ли в перспективе "добро" и как вы боретесь со "злом"?

Ответ: Прежде всего я руководствуюсь законом и установленными правилами по г. Москве.

Вопрос: Что вам нужно для счастья?

Ответ: Я уже сейчас счастливый человек. Н