Медиановости

27 января 2009 15:34

Автор "Духless’а" перебрался на телевидение

На канале "НТВ" стартовало ток-шоу "Честный понедельник". Ведущим новой программы стал Сергей Минаев – известный писатель и публицист. Шоу анонсировалось как "злобная, откровенная и максимально честная программа", в которой будут обсуждаться насущные проблемы простых людей. Дебютный выпуск "Честного понедельника" показал: агрессивности и экспрессии новому шоу не занимать. С претворением в жизнь остальных эпитетов пока чуть сложнее.

Появление Сергея Минаева на крупнейшем российском телеканале – это уже событие. Точнее – медиасобытие. Вообще, при разговоре о фигуре Минаева приходится часто прибегать к модной приставке "медиа-". И речь даже не о книге "Media Sapiens", не так давно написанной нашим героем. Куда важнее, что сам Сергей – классический образец медиаперсоны, т.е. человека, узнаваемого массами, регулярно появляющегося на экране, в материалах печатных и сетевых изданий и, кроме того – представляющего собой, если так можно выразиться, живой бренд, телесное воплощение набора определенных мифологем.

Есть, допустим, в современном информационном пространстве медиаперсона Ксении Собчак, символизирующая российский гламур (да простит меня читатель за такой "оригинальный" пример). Антитезой подобному медийному фантому, олицетворяющему порочное царство глянца, в информационном королевстве кривых экранов выступает немногочисленная, но богатая на громкие имена армия мастеров культуры (здесь обойдемся без фамилий, дабы никого не обидеть). По сути, медийному мифу о dolce vita противостоит точно такой же медийный миф, единственное отличие коего – в вывеске, гордо гласящей: "Высокая Духовность".

Медиаперсона Сергея Минаева находится где-то между этими виртуальными адом и раем. Его самого легче всего было бы назвать "символом антигламура". Действительно: героев книг Минаева, всех этих "ненастоящих людей", в прямом и переносном смысле тошнит от собственного глянцевого небытия с его бесконечными алкогольно-кокаиновыми отрывами в "пафосных" московских клубах и дарвиновской борьбой за существование в офисных джунглях. Как водится, минаевский антигламур в том же романе "Духless" выглядит до неприличия глянцевым. Что, конечно, понятно: нельзя жить в мире "Vogue Cafe", Гуччи и прочих "понтов" и не быть их частью. Плюс на минус дает в итоге "плюс": обличение гламурной жизни, бессмысленной и бездуховной, автоматически превращается в хорошо упакованный гламурный продукт.

Если же отбросить все подобные премудрствования, мы увидим в самом Минаеве типичного столичного яппи. Вполне успешный бизнесмен, Сергей занимался винной торговлей и пописывал на досуге прозу (на салфетках модных столичных заведений или же на одиозном сайте для сетевых авторов "Литпром"). Первая книга Минаева – "Духless" - появилась почти случайно: он показал текст романа своему приятелю, дружащему с владельцем крупного издательства. И хотя Минаев, как думается, не стремился к лаврам создателя образа героя нашего времени, а лишь вяло констатировал полную победу "пластмассового мира", описав корявым "эсэмэсочным" языком невыносимую бессмысленность гламурно-тусовочного бытия, миллионы тридцатилетних менеджеров услышали в "Духless" зычный призыв – "Поколение, ответь!". В результате книга разошлась полумиллионным тиражом, а сам Минаев мгновенно стал звездой медийного поля и едва ли не голосом "поколения 1970-1976 годов" - той генерации, "чей старт был столь ярок, и чья жизнь была столь бездарно растрачена" (это строки из дебютного минаевского романа). Далее последовали новые произведения из цикла "о ненастоящем": роман о неподлинности мира пиара и СМИ ("Media Sapiens"), о ненастоящей любви ("The телки") и т.д. Разумеется, не обошлось без активной деятельности на информационной ниве: Минаев работает на радиостанциях "Русская служба новостей" и "Маяк", запускает проект на альтернативном музыкальном телеканале "A One", пишет колонки для ряда изданий.

Теперь же медийный персонаж Сергей Минаев – Бегбедер и Пелевин в одном лице, гламурно-антигламурный яппи, пытающийся донести в своих книгах до мирно пасущихся стад офисного планктона далеко не свежую мысль о том, что мир вокруг нас – самая настоящая глянцевая Матрица, будет еженедельно появляться на "НТВ". В интервью для интернет-телеканала "Russia.ru" Минаев рассказывал о том, что его новый проект "Честный понедельник" станет "максимально честной программой", а также ностальгировал по эпохе конца 80-х-начала 90-х – времени живого и изобретательного телевидения. Зрителю было обещано шоу, главными героями которого станут не политики и холеные эксперты, а "маленькие" люди с их проблемами и заботами. Будет ли новая передача именно такой или нет – покажет время. Нам остается констатировать: первый выпуск "Честного понедельника" напоминал странноватый гибрид программ "К барьеру!" и "Пусть говорят".

В дебютном выпуске ток-шоу с Минаевым обсуждалась необходимость экономических санкций против недружественных России режимов. Собственно, многочисленные вопросы к авторам программы появляются уже здесь. Во-первых, сам Сергей в интервью обещал, что в его шоу мы услышим истории о незаконном увольнении работников и прочих остроактуальных вещах. Комментируя выбор темы для первого эфира, Минаев написал в своем блоге: "...как уже говорилось в самой программе, внешняя политика, это то, что на первый взгляд, нас не касается, но, в конечном счете, бьет по нам сильнее всего" (пунктуация автора сохранена-прим.ред.).

Однако для обсуждения вопроса о том, следует ли России запретить экспорт шпрот из недружественной Прибалтики и ввоз молока из небратской Украины, не нужно было запускать амбициозный телепроект с модным персонажем в качестве ведущего. Соберите в студии "Первого" или "России" горстку экспертов и толпу ура-патриотической публики, поставьте перед камерой идейно подкованного тележурналиста (желательно – с растительностью на лице) – и будет вам счастье (читай – телевизионное лобное место, пятидесятиминутка ненависти). И вообще: сама формулировка "недобрые соседи" (именно так звучала тема вчерашнего шоу) уж слишком сильно напоминала риторику официозных выпусков новостей, в которых гражданам непрестанно рассказывают о всевозможных политико-экономических заговорах против России.

Главным героем первого выпуска "Честного понедельника" стал некий молодой человек, переживший личную трагедию: его друг погиб от грузинской пули в ходе прошлогоднего конфликта в Осетии. После гибели товарища герой ток-шоу дал себе оригинальный обет: никогда не покупать товары, произведенные в недружественных России странах – Грузии, Украине, Эстонии и т.д. В качестве студийных экспертов, размышляющих о необходимости введения подобных мер на государственном уровне, выступили сопредседатель партии "Правое дело" Леонид Гозман и не нуждающийся в представлении Владимир Жириновский. Надо сказать, что приглашение последнего в студию того или иного телепроекта, как правило, является свидетельством творческого бессилия авторов программы. Когда нечем удивить публику и нечего ей поведать по существу – приглашай Жириновского. А уж он позаботится и о драматургии передачи, и об ее зрелищности, и о рейтингах.

И Владимир Вольфович зажег глаголом сердца аудитории. Его яростный спич, наполненный призывами "задушить Грузию и Украину костлявой рукой голода" и лозунгами в духе "Нам ничего от них не надо, у нас и так все есть", публика в студии воспринимала на "ура". Гозман пытался отвечать что-то о неэффективности подобных санкций, но это было, ясное дело, совершенно бессмысленным занятием. Не снискали понимания публики и некоторые рядовые участники шоу, выходившие к свободному микрофону. Так, в ответ на слова одной предпринимательницы, говорившей о том, что ее бизнес просто не сможет выжить без закупки сырья у наших "недобрых соседей", аудитория начала недовольно гудеть.

Собственно, о зрителях нужно сказать чуть подробнее. Публика в студии (кстати, стоящая, а не сидящая, как в других аналогичных шоу) вела себя более чем активно: отвечала на каждую понравившуюся реплику гостей улюлюканьем и громкими истерическими криками, перебивала галдежом главных героев, непрестанно размахивала выданными ей российскими триколорами. В результате сама передача напоминала то ли духоподъемный патриотический спецвыпуск шоу "Пусть говорят", посвященный очередным спортивно-песенным победам России, то ли акцию прокремлевского движения. Сам Минаев на таком фоне несколько терялся. Говорил, в общем-то, неплохо, выглядел еще лучше, но ситуацию в студии контролировал слабо.

Претензии к содержательному уровню первого выпуска "Честного понедельника" предъявлять бесполезно. Можно было бы, конечно, язвительно заметить, что пока новому шоу вполне подходит название "Смысless". Однако содержательная невыразительность в данном случае неважна. Главное - в другом. Жириновский "зажег", неадекватный простой люд в студии вволю наорался, автор "Духless’а" попробовал себя в роли Владимира Соловьева. Короче говоря – новый телевизионный хит готов. Ф