Медиановости

30 января 2009 17:44

Марианна Максимовская: "У нас на экране – сплошь сервильные репортажи и интервью"

Итоговой аналитической программе "Неделя" (РЕН ТВ) не исполнилось и пяти лет в эфире, как телеакадемики признали ее лучшей информационно-аналитической программой, а ее автора и ведущую – лучшей ведущей информационно-аналитических программ (ТЭФИ-2008). Вообще-то и до того многие догадывались, что "Неделя" – эталон политической журналистики на российском телевидении. Недаром на церемонии вручения "Орфеев" стол телекритиков в полном составе вспорхнул и помчался к сцене поздравлять лишь одного из 50 победителей – Максимовскую. О чем она сегодня не может молчать?

Марианна, "Неделя" вышла по графику – в первую послепраздничную субботу, когда многие аналитические передачи не спешили вернуться в эфир. Как вы думаете, почему? Не уважают нас, зрителей?

– Да нет. Просто в последние годы политическая журналистика сдала уже, кажется, все позиции развлекательным программам, и без нее вполне можно обойтись в течение почти что месяца. И мало кто будет переживать. Я знаю многих, которые после трехнедельной информационной атаки при слове "газ" вздрагивают. У нас что – в стране других тем нет? Когда в стране девальвация национальной валюты и останавливаются заводы, как можно не объяснять по всем каналам людям, что происходит? Рубль упал на 25% по отношению к доллару, зарплаты если и не урезаются работодателем, то просто скукоживаются, а все кругом – только дорожает. И где – развернутые интервью, где – ток-шоу на эту тему? А мне все рассказывают про гадких украинцев, и какой-то люмпен, употребляющий слово "ихнее", в новом ток-шоу на одном из федеральных каналов призывает бойкотировать украинские товары. Конечно, это не ново – показывать этих полуграмотных люмпенов, снова создавать образ врагов, вместо того чтобы власти рассказывать о собственных экономических планах. Но я все-таки хочу услышать от премьера и президента – что будет с моим, гражданина РФ, кошельком. Решения принимаются, но абсолютно келейно, за закрытыми дверями. Или власти нам говорят: храните сбережения в рублях, девальвации не будет, проходит меньше месяца, и – бабах – рубль рушится, как и предрекали эксперты. Ну как можно свой народ держать за идиотов, ну сколько можно?

Знаю, вы в отличие от многих телевизионщиков сами смотрите телевизор. Как вам с точки зрения профессионализма 5 санкт-петербургский канал?

– У них крепкие новости и хорошие ежедневные интервью у Ники Стрижак ("Открытая студия"), и "Утро" с Андреем Норкиным… 5 канал – это интеллигентная журналистика (подзабытое словосочетание!). И тот самый случай, когда без ложной скромности можно сказать – я рада, что мы работаем в одном холдинге. Но вообще я часто смотрю телевизор со слезами на глазах (я почти не шучу). Были ситуации, когда я буквально заболевала от той пропаганды, которую на меня выливали со всех сторон. И меня удручает, что многие журналисты уже даже разучились формулировать вопросы. А ведь это главное в нашей профессии. Я могу не знать ответов, но должна уметь правильно задать вопросы. Пусть и совсем неприятные для тех же чиновников, той же власти. Я, как журналист, должна подвергать сомнению информацию, и прежде всего – официальную. Ведь чиновники и политики часто врут. И еще чаще недоговаривают. А у нас на экране – сплошь сервильные репортажи и интервью. С вопросами из серии – какое невероятно мудрое решение принял наш руководитель? И как проклятые враги – буржуины мешают нашей великой родине окончательно встать с колен? Ведь это только они и мешают, а то бы уж зажили – ого-го!

Институт социологии РАН подсчитал, что 51% молодежи готовы преступить любые нравственные нормы ради денег и успеха. Согласны ли вы с утверждением социолога Даниила Дондурея, что состояние нравственности общества – не меньшая угроза национальной безопасности, чем коррупция?

– Согласна. Успех, неважно какой ценой, – общее ощущение от этого поколения. Цинизм, отсутствие убеждений – не надо идеологии, дайте денег. Последние годы к этому их подводило все, и прежде всего телевидение. Нынешние 20-летние ничего другого не видели – они росли последние девять лет на этом ТВ и на этой сервильности. Многие искренне ненавидят Америку, Украину, Грузию, далее – везде… Они возненавидят любую страну, на которую им укажут по ТВ. Они верят, что Россия окружена врагами, они считают либералов демшизой, они не знают истории, потому что этот предмет им толком не преподают ни в школе, ни в вузах. Они не понимают причинно-следственных связей, они не готовы отстаивать даже собственные интересы, если и их коснется тот же кризис, например. Они готовы ко многим компромиссам ради успеха. И это меня пугает. Они, как и мы, доперестроечное поколение, видят расхождение слова и дела, но сейчас в магазинах все еще – полные полки, и это перевешивает все остальное. Во что это выльется, когда молодое поколение достигнет зрелого возраста и наступит смена элит – боюсь даже думать.

Кстати, как вам едва ли не первый шаг Обамы – заморозить зарплату администрации Белого дома?

– "Надо затянуть пояса, и мы начинаем с себя" – популизм, конечно, но сейчас это, думаю, полезный популизм. Я бы хотела, чтобы наша верхушка тоже пошла на популистский шаг – пересела на отечественные машины. И пусть бы внутренность оставалась от "Мерседеса", но кузов хоть поставьте отечественный! Они заставляют людей пересаживаться на эти выродки российского автопрома, а сами разъезжают на немецких лимузинах. Ну вот взять тот же правящий тандем, они же – публичные политики, пусть патриотично пересядут на "Жигули". И тогда уже запрещают людям покупать качественные иномарки. А то как-то нехорошо это выглядит, когда они в своих "Мерседесах", купленных на народные деньги, подписывают указы о повышении пошлин. Мы и так не знаем толком, сколько тратится на содержание госаппарата, на их автопарки, где находятся все их резиденции, когда у них официальные отпуска. И если премьер находится в Сочи – это он в рабочей поездке на Юге России или как раз в отпуске? И если в отпуске – то в каком по счету? Ну мы же не в Азиопе живем, чтобы даже такие простые вопросы не задавать.

Я на днях услышала такую метафору: нос "Титаника" уже затонул, а россияне все еще танцуют на палубе. Это похоже на правду?

– У нас, как известно, особый путь. И сейчас, в разгар кризиса, тоже. В мире из-за кризиса цены падают. А у нас люди приходят в магазин, а там меняют ценники у них на глазах. Дорожают продукты, лекарства, товары. Потому что многое привозят из-за границы, а своих конкурентоспособных аналогов просто нет. А тут еще власти поднимают тарифы ЖКХ. И еще цена денег уменьшается с каждым днем. При этом везде в мире в период рецессии падает покупательная способность – в России покупательный спрос не упал. Пока. И это держит страну на плаву – если у нас сейчас и покупательный спрос обвалится, как в развитых европейских странах, это будет не просто кирдык, а кирдык-кирдык.

Все знают, что путинское благополучие держалось на высоких ценах на нефть. В производство, в реальный сектор власти денег не вкладывали. Реформ боялись как огня. Малый и средний бизнес, как теперь власть сама говорит, кошмарили все эти годы. И продолжают кошмарить. Страна не умеет делать руками почти ничего – у нас нет своей нормальной одежды, своих ботинок, машин, телевизоров, холодильников, косметики, и даже мясо привозим из-за границы. Зато, встав с колен, пошли воевать.

Власть не пугает сложившаяся ситуация?

– Власти боятся массовых уличных волнений. Вот на том же Дальнем Востоке местный спецназ отказался разгонять акцию против повышения пошлин, и во Владивосток послали подмосковный "Зубр". Но махать дубинками – много ума не надо. Ну разве нельзя было сначала подготовить программу занятости и переобучения тех жителей региона, которые были заняты в автобизнесе и у которых теперь этот бизнес отобрали? А потом уже вводить запретительные пошлины. Довели на Дальнем Востоке людей до того, что человек в камеру говорит: "Вернусь в братки". Угроза – очевидная.

На губернаторов давят из Центра, чтобы удержали ситуацию. А у них бюджеты – дефицитные. И многие не нашли ничего лучше, чем обложить дополнительными поборами малый бизнес. А те и так уже стонут. На малый и средний бизнес перекладывается налоговая нагрузка, он не может взять льготные кредиты в банке, с него требуют взятки, в кризис не снижают, а, напротив, повышают ставки аренды. И это – тоже угроза. Этот класс – мелких и средних собственников – все эти годы был опорой путинской власти. И эта поддержка режима намного ценнее, чем одобрение со стороны малообразованной массы. Именно этот класс собственников, если ему помогать, может действительно поднять страну. Так почему к нему так относятся?

Марианна, позвольте поблагодарить "Неделю" в вашем лице за честность и профессионализм.

– В том, что мы продолжаем работать, как работали в 90-е годы, нашей особой заслуги нет – это происходит благодаря сочетанию многих счастливых факторов. Но все равно спасибо. НГ