Медиановости

4 февраля 2009 13:41

"Плесень" накрыла прайм-тайм. Телелидеры 26 января — 1 февраля

"Ее называют хлебом дьявола и плевком бога... Она способна управлять огромными массами людей и влиять на ход истории... Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить..." С ходу вы вряд ли вы догадаетесь, о чем идет речь. Можно, конечно, предположить, что, к примеру, об атомной бомбе... На самом деле это просто начало фильма "Плесень", который показал "Первый канал" воскресным вечером 1 февраля.

То, что "Первый" умеет делать уникальные промо-ролики и так анонсировать свои проекты, что хоть одним глазом захочешь посмотреть хотя бы начало или запомнишь название, уже давно не требует доказательств. Причем одинаково занимательно и талантливо здесь делают промо и своим знаковым, репутационным проектам, и тем, которые любит зритель, и совершенно проходным, которые в реальности в отличие от анонса оказываются пустыми или неинтересными.

Но то, как на "Первом" анонсировали документальный фильм "Плесень", здесь, пожалуй, уже давно ничего не анонсировали. Недели за три до эфира фильма пошли словно наотмашь бьющие ролики о загадочной премьере, намеченной на 1 февраля. Затем анонсы-слоганы, что нас ждет фильм-сенсация. Музыка в промо-роликах брала за душу, а актер Сергей Безруков, бежавший в кадре на озвучку "Плесени", добавлял анонсируемой премьере интриги. Ну а потом практически в каждой программе "Первого канала", за исключением разве что новостей, в течение каждого часа то в левом, то в правом углу телеэкрана выскакивало компьютерное изображение пятна плесени с напоминанием о том, что премьера фильма на "Первом" 1 февраля в 19.20.

Конечно, находясь в здравом уме, можно понять, что ничего уж такого сверхъестественного, переворачивающего сознание нам про плесень рассказать не могут. Скорее поражало чисто программное решение канала. Ведь фильм, который по формальному признаку относился вроде бы к научно-популярным форматам, должен был идти почти два часа — и это в разгар воскресного вечера, когда обычно показывают развлекательные программы или художественные фильмы. Возникала мысль: чем же таким надо наполнить фильм, чтобы столько времени удерживать зрителей у телеэкрана рассказом о плесени?! Но тут, похоже, дело не столько в феномене плесени, сколько в психологии зрителей, готовых все это смотреть больше двух часов.

Здесь стоит сказать и о другом фильме, который имеет с "Плесенью" непосредственную связь. Три года назад, в апреле 2006 года на канале "Россия" вышел фильм от авторов "Плесени" и тоже вроде бы научно-популярный: "Великая тайна воды". Суть примерно такая: вода может все, мы, оказывается, не все о ней знаем. Точнее, даже не знаем почти ничего. О феномене воды рассуждали удостоенные высокими научными степенями ученые со всего мира, разные эксперты и маги-чародеи. Фильм этот тогда наделал много шума, вызвал споры. Но любопытно, что "Великая тайна воды" на "России" тоже шла почти два часа и тоже воскресным вечером. И рейтинг у фильма для такого формата и содержания был очень высоким — доля около 28-30%. А в довершение ко всему "Великая тайна воды" потом получила еще две, а то и три премии "ТЭФИ".

Неизвестно, получит ли статуэтку ТЭФИ фильм "Плесень", но невероятно высокий рейтинг на "Первом канале" он уже получил. К тому же плесень вчистую перебила воду по популярности у телезрителей. Воскресным вечером 1 февраля в Москве этот фильм смотрела треть всей телевизионной аудитории — 32,5%. Еще существеннее был рейтинг фильма: почти 14%.

А у общероссийской аудитории вообще впечатляющие показатели: доля 34,5% и огромный по меркам нынешнего телесезона рейтинг — 15,4%. Это показатель почти как у главных проектов новогодней ночи — традиционных рейтинговых хитов.

Массированное анонсирование сработало на 100%: Смотреть фильм о тайнах "Плесени" на "Первый канал" пришло очень большое количество людей, причем, судя по резкому скачку рейтинга к началу фильма, свой выбор они делали осознанно, специально включили телевизор или перешли на "Первый" с других каналов, поскольку количество аудитории у главных конкурентов — "России" и НТВ — во время показа "Плесени" сократилось почти вдвое.

Хотелось бы, конечно, провести опрос этого огромного количества людей: что именно их так заворожило в этом фильме?! Но рейтинги не дают ответа на вопрос. Конечно, кто бы сомневался, что с участием "Первого канала" фильм "Плесень" с точки зрения телевизионной подачи и "картинки" будет выглядеть весьма качественно... Более того, в отличие от "Великой тайны воды" в "Плесени" рассуждения ученых умов со всего мира "разбавлялись" не только кадрами с многочисленными планами различных видов плесени, вызывающими естественную брезгливость, но и целыми историческими мини-фильмами-реконструкциями, о том, какую значимую роль в судьбе человечества она играла. Хотя уже через пять минут после начала просмотра "Плесени" все становится до тоски предсказуемо: без плесени мы бы не выжили, а попросту все бы умерли; и только благодаря этим грибкам мы еще как-то все существуем, возможно, что и из последних сил. Некоторые, правда, исходя из содержания фильма, борьбы с плесенью так и не выдержали, уходили в мир иной. Да что там! Чуть ли не вся мировая история, оказывается, зависела именно от плесени! И вообще, если верить авторам фильма, в мире есть только два значимых организма — плесень и человек. Хотя и человек, это тоже по сути грибок. А если обнаружится жизнь и на Марсе, то это будет, естественно, плесень. Такой у "Плесени" финал.

Можно еще пересказывать отдельные истории про плесень, которыми наполнен этот фильм, но в течение двух часов, пока он шел в эфире "Первого канала", почему-то невольно вспоминалась совсем другая передача, ставшая много лет назад знаменитой. В 1991 году на ленинградском телевидении в одном из выпусков "Пятого колеса" в рубрике "Сенсации и гипотезы" Сергей Шолохов и Сергей Курехин невероятно смешно и талантливо делали вид, что пытаются доказать зрителям, что Ленин — это гриб. Более искрометной передачи, может быть, больше и не было, недаром она вошла в историю телевидения. Шолохов и Курехин создали тогда настоящий телешедевр "про грибы", это был юмор-стеб высокого качества. Авторы же фильма "Плесень" не допустили и минимума иронии в отношении влияния плесени на нашу жизнь. Но ведь более трети всех телезрителей страны сидели и внимали этому у телеэкранов. Пересмотрели ли они свои взгляды на плесень и станут ли теперь эти противного вида грибки неотъемлемой частью их жизни, сказать трудно. Но сделать "Плесень" самым рейтинговым проектом недели в стране у этих зрителей получилось.

Прай-тайм воскресенья вообще выдался впечатляющим. После долгого перерыва в эфир канала "Россия" вернулся цикл "Специальный корреспондент". И не просто вернулся, а с главной движущей силой — Аркадием Мамонтовым. И как-то так совпало: закончилась на "Первом" "Плесень", переключаешь на "Россию", а там почти сразу начинался очередной агитпроп "Свой — Чужой", фильм про врагов России в лице Украины и Грузии. Пожалуй, этот фильм затмевает даже сагу о камне-шпионе, и другие, снятые в такой же стилистике телевизионные манифесты Аркадия Мамонтова. "Свой — Чужой" — это попытка рассказать про то, как Украина помогала Грузии воевать против России в Южной Осетии. В этом фильме Аркадий Мамонтов уж совсем перестал утруждать себя такой мелочью, как работа с фактами. Нет тут и даже хоть какой-нибудь маленькой, разумеется, случайно бы оказавшейся в руках автора оперативной съемки. Зато, как всегда у Мамонтова, здесь много формулировок "по некоторым данным", размытые лица собеседников, сплошные анонимы в кадре и по телефону.

Запоминается сцена, которая, видимо, должна подтверждать связь украинцев и грузин в Южной Осетии: на поляне пируют и выпивают четверо людей. Двое в камуфляже, лица их размыты. Все они поют "Сулико" (ну а что же еще могут петь эти грузины?!) и почему-то периодически выкрикивают: "Украина! Украина!".

Кульминационный эпизод фильма: Аркадий Мамонтов в машине едет в город Стрый на Западной Украине (действительно, не в Харьков же, например, ему ехать или Севастополь в поисках врагов-украинцев). Здесь, по версии автора фильма, живет некий мужчина, который помогал Грузии освоить зенитно-ракетные комплексы, якобы поставляемые Украиной для войны в Южной Осетии. Автор доверительно рассказывает зрителю, что, "по некоторым данным, этот человек лично стрелял по нашим самолетам", а сразу после августовских событий у него появилась новая квартира, а главное, "этот человек живет на улице... Степана Бандеры". Естественно, не может же жить такой предатель на улице, к примеру, Пушкинской или, на худой конец, Тараса Шевченко. Но в квартире этого человека появляется уже не Аркадий Мамонтов, а некто третий. На кадрах мало что видно, но зато слышно, как "подозреваемому" задается вопрос: сбивали ли вы русских братьев? Вы должны сказать нам правду, участвовала ли Украина в войне? А дальше уже идет закадровый голос Аркадия Мамонтова, адресованный зрителям: "Конечно, он все отрицал. К сожалению, на кадрах, снятых скрытой камерой, не видно, но у этого человека от волнения тряслись колени".

Финал тоже, как всегда, не подвел. Аркадий Мамонтов остался верен себе: много музыки, панорамных видов с куполами церквей. И все это "иллюстрирует" текст про "помощь кума Ющенко куму Саакашвили" (мелькают кадры с крестин, где президент Украины крестит ребенка президента Грузии). По версии Аркадия Мамонтова, "это кумовство обернулось предательством родства народов" и тем, что "украинские наводчики ракет Иванов, Сидоров или Петренко будут бить по русским пилотам Иванову, Сидорову или Петренко!" Так и не приведя ни одного конкретного факта, автор восклицает: "Пусть провокация Ющенко так и останется всего лишь провокацией!"

Насколько фильм "Свой — Чужой" показался зрителям убедительным, сказать трудно, но рейтинг был заметным. Доля фильма была выше среднесуточных показателей "России", и что примечательно, выше, чем у предшествующих "Вестей недели": "Свой — Чужой" смотрело 18% аудитории с рейтингом 8%. Так что есть у Аркадия Мамонтова поле для новых важных свершений.

Самые популярные программы недели основных каналов