Мнения
/ Интервью

6 февраля 2009 17:34

"Типичный петербургский журналист" - какой он?

"…Типичный петербургский журналист нагл, необразован, ленив и продажен. Он врет своей аудитории потому, что за ложь заплатили или потому, что не заплатили за правду. Врет, так как ему лень проверить факты, или потому, что он не умеет их проверять. А многие даже не знают, что факты требуют проверки. Журналист врет, чтобы прославиться, чтобы потешить своё тщеславие, возвыситься над всем миром...", - такое мнение высказал в интервью газете "Час Пик" ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий. А что думают сами журналисты о типичном петербургском представителе своей профессии, поинтересовался Лениздат.Ру.

Людмила Фомичева, президент агентства "Интерфакс - Северо-Запад":

- Петербургский журналист – это человек образованный, интеллигентный, начитанный, он любит свой город и работает в соответствии с кодексом чести. Он всегда проверяет факты, о которых пишет. Оперативность, объективность характеризуют его работу.

На мой взгляд, петербургские журналисты более интеллигентны по сравнению с коллегами из других городов. Для нас важна корпоративная этика. Например, москвичи не понимают, как журналисты из конкурирующих изданий могут дружить друг с другом, а тем более делиться информацией. В Москве, как правило, сотрудники конкурирующих СМИ находятся в состоянии войны.

Журналисты же из провинции бывают более агрессивны, потому что они стремятся утвердиться, что-то доказать окружающим. Если они приезжают в Петербург с желанием научиться  работать, то тогда они впитывают самое лучшее, что может им дать город и петербургская школа журналистики.

Настоящих профессионалов у нас много. На телевидении – это  Екатерина Правдина, Андрей Радин, на радио – Татьяна Мартыненко,  среди пишущих журналистов – Андрей Петров, Олег Сердобольский, Анатолий Темкин, Диана Качалова. Перечислять можно очень долго.

Георгий Карчик, обозреватель газеты "Деловой Петербург":

- У петербургских коллег вряд ли есть какие-то отличительные черты характера. В журналистике, как в большом плавильном котле, "варятся" как коренные петербуржцы, так и приезжие из других городов.

От московских коллег нас отличает не только разница в зарплате. В Петербурге для журналистов зачастую роскошь заниматься узкой специализацией. Так, в недвижимости или криминальной хронике есть классные специалисты – эти темы пользуются спросом.

Но занимаясь, например, только проблемами сельского хозяйства или военной тематикой, сложно обеспечить себя нормальным заработком. Поэтому специализации зачастую размыты, что может сказаться на качестве материалов.

Нельзя сказать, что москвичи профессиональнее петербуржцев. Да, у них больший доступ к информации, так как вся власть и бизнес России сосредоточены в Москве. Сам московский ритм жизни подстегивает к карьеризму. Но к профессионализму это отношения не имеет.

Михаил Садчиков, журналист, музыкальный критик:

- Я всегда старался быть нетипичным журналистом. Как ни странно, но типичный представитель этой профессии достаточно вялый персонаж. Он не ищет интересных героев и необычные темы для своих материалов, он довольствуется средней зарплатой в 15-20 тыс. рублей и постоянно стонет, что журналистикой нельзя заработать много денег, хотя это не так.

Московские коллеги производят еще более грустное впечатление. Например, на столичных пресс-конференциях можно заснуть. Видно, что люди приходят по заданию редакции получить какую-то минимальную информацию, все происходящее им неинтересно. Когда петербуржцы приезжают в Москву на мероприятия, они просто блистают. Московский журналист более меркантилен. Если наших коллег устраивает зарплата в 15-20 тысяч, то там многие помешаны на деньгах.

Любопытно, что в Москве в общей массе своей журналисты моложе, чем в Петербурге. Правда, через два-три года состав на пресс-конференциях меняется. Видно, молодежь куда-то уходит на более легкие хлеба.

Моя жена первое время была в шоке от журналистского мира. Она увидела неинициативных, малообразованных и некультурных людей, которые не только не могут сделать хорошую заметку, но и по телефону поговорить нормально. Раньше я с гордостью говорил, что я журналист. Сейчас же из меня эту фразу клещами не вытащить.

Галина Артеменко, журналист, пишущий на социальные темы:

- Даже не знаю. Я не типичный журналист: работаю вне штата, сотрудничаю одновременно с несколькими редакциями, с утра до вечера нахожусь на заданиях. Но ради интересного дела я согласна на такую жизнь. Я не могу сидеть от звонка до звонка в офисе, поэтому иду работать в поле. Среди моих друзей больше нетипичных представителей этой профессии. Это люди, для которых помощь другим бывает важнее достатка.

От московских коллег, на мой взгляд, нас отличает наша нищета, сложное материальное положение. Ты озабочен не только тем, как хорошо сделать свою работу, но еще и вопросами "на что купить еды и заплатить за коммунальные услуги". Для того чтобы соображать в своей теме, журналист должен еще читать дополнительную литературу, ходить на мероприятия, постоянно развиваться. К сожалению, для некоторых коллег написание материалов стало сводиться к компиляции информации из Интернета. Это грустно.

Олег Сердобольский, журналист, обозреватель ИТАР-ТАСС по вопросам культуры, заслуженный работник культуры России:

- На мой взгляд, типичный петербургский журналист – это человек, который нашел свою тему. Он может выступить с острой публикацией, отстаивая то, что ему дорого. Проявление позиции – это одна из лучших черт характера людей нашей профессии. Я знаю, что и губернатор Петербурга, и председатель Комитета по культуре начинают день с анализа прессы. Это говорит о том, что мы, журналисты, формируем общественное мнение. Этим можно гордиться.

Я считаю, что петербургская журналистика более интеллигентна. В ней есть черты человеческой теплоты во взгляде на проблему. В столичной журналистике больше рационализма, самоуверенности в оценках.

Месяц назад я столкнулся с проявлением вопиющего хамства в поведении журналиста. Это было в большом зале филармонии на концерте отца и дочери Башкировых, пианистов, живущих сейчас в Испании. У меня с Дмитрием Александровичем было большое интервью в конце прошлого года. Для публикации мне нужно было задать еще два вопроса. После выступления его снимала бригада тележурналистов. Когда я подошел к ним ближе, то журналист остановил запись. "Что здесь делает посторонний?" - спросил он. На мой ответ, что я журналист ИТАР-ТАСС, он попросил отойти, сказав, что это его эксклюзивное интервью и он не позволит, чтобы рядом присутствовали другие журналисты. Когда закончилась запись, я подошел к нему и спросил: "Вы, видимо, из Москвы?" "Да", - ответил он. "По вашему столичному хамству вы себя и выдали", - заметил я.

Для нас важна журналистская солидарность. Если мы работаем на событии, то всегда помогаем друг другу. Даже если мы конкуренты, то мы не возводим это в какую-то степень, работаем дружно, по-товарищески. Нам радостно встречать друг друга на разных событиях. В новостийной журналистике, в которой я работаю уже практически 43 года, поменялись поколения, а интеллигентность, доброе отношение друг другу сохранилось.

Из тех, кто мне по-человечески близок, в качестве компетентного, смелого журналиста, на которого хотелось бы ориентировать молодых коллег, я бы назвал Анну Всемирнову, замечательного журналиста с "Радио России", Ольгу Шервуд, автора "Санкт-Петербургских ведомостей". Это люди, с которыми считаются. Они олицетворяют понятие журналистской совести. Мне очень нравится Татьяна Москвина. Она остра, публицистична. Москвичи говорят: "Вашу Москвину мы обязательно читаем". Лев Лурье – замечательный журналист, настоящий петербургский интеллигент. Его "Культурный слой" - не холодная археология, а теплая, обращенная к людям работа. Такие передачи, на мой взгляд, украшают наше телевидение.

 

Валентин Сидорин, секретарь Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленобласти, заместитель председателя Комитета по печати и телекоммуникациям:

- За 10 лет работы в органах власти я пришел к выводу, что петербургские журналисты – это те люди, с которыми можно пойти в разведку. Они всегда готовы разобраться в любом деле, докопаться до сути вопроса. Это порядочные и любящие свою профессию люди. Они романтики. Плохих журналистов у нас в городе нет. Если какие-то чиновники считают иначе, то это значит, что они сами не дорабатывают в каких-то моментах.

В любом СМИ есть журналисты, которых можно назвать "петербуржскими" по духу, по отношению к профессии. Отличительной чертой журналистской школы Петербурга является многопрофильность, универсальность обучения. Куда бы ни приехал наш журналист, он всегда найдет себе применение, всегда будет работать качественно и эффективно. Я уверен, питерские журналисты нигде не продадут.