Медиановости

9 февраля 2009 16:37

Рекламные агентства могут перевести договорные взаимоотношения на условные единицы

Стремительное падение курса рубля вынуждает многие компании задуматься о переводе договорных взаимоотношений на условные единицы. Не остались в стороне и представители рекламной индустрии. По мнению экспертов, рано или поздно, но переписать ценники за свои услуги в у.е. или привязать их к валюте в сложившейся экономической ситуации вынуждены будут все участники рынка. Вероятность подобного решения в разговоре с РБК daily не исключили в BBDO Russia Group и Publicis Groupe Media Eurasia. Остальные игроки также разделяют мнение коллег, но пока предпочитают не афишировать свои намерения.

"Сегодня все агентства хотят перейти на у.е., так наши поставщики уже давно выставляют нам цены в условных единицах", — уверяет один из участников рынка. По мнению собеседника РБК daily, одна из причин, по которой это пока не происходит в массовом порядке, — нежелание клиентов агентств уходить от расчетов в рублях. "Но это вопрос времени", — считает эксперт. Не отрицает возможности перевода заключения некоторых контрактов (с индексацией или привязкой) на условные единицы директор по корпоративной и финансовой стратегии BBDO Russia Group Турхан Махмудов, однако, по его мнению, долгосрочные взаимоотношения будут вестись в рублях: "У всех наших крупных, долгосрочных клиентов ценообразование ведется в рублях, — говорит он. — И отказываться от этого принципа в ближайшей перспективе они не планируют. Поэтому, несмотря на девальвацию, наши контракты с такими клиентами будут также обсуждаться и заключаться в рублях". При этом г-н Махмудов не исключил, что в ситуации финансовой нестабильности, когда дебиторская задолженность будет возрастать, кроме уровня цен важным фактором будет являться четкий график платежей. "Это еще одна из причин, почему ценообразование в рублях мы будем применять только при долгосрочных взаимоотношениях с нашими клиентами", — подчеркнул он.

Не исключает возникновения в работе с подрядчиками сумм в условных единицах или валюте и финансовый директор Publicis Groupe Media Eurasia Елена Виштак: "На данный момент мы не наблюдаем массового перехода работающих с нами подрядчиков на ценовые условия в валюте или у.е., хотя такой вариант не исключен в ближайшем будущем с учетом развития общей рыночной ситуации". При этом она заметила, что агентства группы работают с клиентами преимущественно на основании договоров агентской формы и, соответственно, передают клиентам все условия подрядчиков, в том числе ценовые. "Таким образом, цены на медиауслуги для наших клиентов мы не устанавливаем. Однако валюта цены на наши собственные агентские услуги определяется по договоренности с каждым клиентом, на что влияет много факторов, не зависящих от рыночной ситуации: резидентство клиента, наличие глобальных договоренностей по сетевым клиентам и прочие факторы", — пояснила г-жа Виштак.

Переход на доллары или евро считает целесообразным и аналитик ING Bank Александр Кузнецов, который полагает, что лучше выставить цены в валюте и предоставить скидку, нежели иметь фиксированные цены в рублях: "Это разумно с психологической точки зрения, особенно в ситуации с долгосрочными контрактами". При этом ожидаемая дальнейшая девальвация и предполагаемое падение тарифов на рекламном рынке делают подписание долгосрочных договоров даже по сниженным расценкам выгодным шагом. Однако некоторые компании не спешат отказываться от рубля. Представитель "Видео Интернешнл", крупнейшего рекламного селлера на ТВ, Антон Чаркин заверил, что расчеты и планирование компании по-прежнему производятся в рублях и задача переводить цены в другие валюты не стоит: "Цены повышаются или понижаются тогда, когда не достигается баланс спроса со стороны рекламодателей и предложения со стороны медиа. Когда цена балансовая — доходы медиа и, соответственно, наши максимальны". Поэтому, по его словам, обеим сторонам невыгодно как завышение, так и занижение цен, поскольку это приводит к недополучению доходов.