Медиановости

10 февраля 2009 14:41

Блук-литература, или Аффтар жжет…

На прилавках питерских магазинов появилась книга с длинным названием "Интимный женский дневник общественного пользования". Автор – некто Umka,33. Содержание этой книжки воспроизводит страницу на сайте знакомств. О том, почему женщины посещают такие сайты, и стоит ли это описывать в художественной литературе, задумалась обозреватель "Фонтанки".

От Гришковца до безымянного блогера

Если в области массового информирования интернет уже давно опередил бумажные и даже телевизионные СМИ, то в литературе, как нон-фикшн, так и художественной, слово только тогда обретает вес и смысл, когда печатается на бумаге и продается в книжном магазине. Во всяком случае, так в этой стране думают взрослые, тридцатилетние люди. Как бы активно пользователи не читали в Сети, настоящим писателем он может считаться только, если у него вышла книга, которую можно поставить на полку. А что может поставить на полку интернет-писатель? Разве что системный блок или модем…

Существует несколько способов перехода из Сети в реал. Можно публиковать свои тексты на специальных литературных ресурсах, мечтая о будущих тиражах. А можно просто описывать в ЖЖ ничего не значащие события собственной жизни, а потом напечатать их отдельной книгой. В таком случае опусы попадают под определение блуков. Происхождение этого слова довольно длинное, но сегодня оно означает как публикацию в ЖЖ глав из написанной книги, так и публикацию в формате "бумажной" литературы постов из Интернет-дневника.

Принято считать, что одним из первых блуков, то есть опубликованным Интернет-дневником, стала вышедшая в 2002-м книга американского актера Тони Пирса, которая так и называлась "Blook".

Сегодня в формате блук-литературы печатают все – и советы начинающим менеджерам и художественную литературу. Авторов последней условно можно разделить на две части – профессиональные литераторы с именем или без, и непрофессионалы. К первой категории в нашей стране относится Евгений Гришковец и его книгу "Год жжизни", воспроизводящая записи автора в собственном ЖЖ, появлявшиеся в течение года. Зачем самому успешному российскому литератору блук-формат понятно : интимно-доверительная манера большинства книг Гришковца мало чем отличается от интонации его постов в ЖЖ.

Малатов плюс

Другой профессиональный литератор, пишущий блук по-русски – глянцевый журналист Алмат Малатов, напечатавший в 2007-м свой роман "Immoralist. Кризис полудня", основанный на постах в его ЖЖ. Собравших, между прочим рекордную 7-тысячную аудиторию. Малатов куда более типичный представитель традиции блуков, просто потому, что этот род литературы более всего подходит не прославившимся писателям, а начинающим авторам, желающим обрести максимально возможную известность. Ту самую, которую может дать только напечатанная на бумаге книга.

У Малатова наиболее характерно проявляется такое важное свойство сетевой литературы вообще, и блуков в частности, как привкус скандальности. Малатов не просто автор, а автор достаточно радикальный. Как в отношении языка (часто и с удовольствием матерится), так и в отношении темы своего дневника/книги – Малатов официальный гей, о чем открыто пишет как в интернете, так и в книге. Но он шокирует не только своей сексуальной ориентацией, но и общим провокативным настроем повествования. Чего только стоит вынесенный в заглавие книги ник из ЖЖ – Immoralist.

Но даже Малатову, этому интернетовскому Минаеву, далеко до другой блук-провокации – книги "Интимный дневник", автор которой скрывается под ником Бель де Жур и работает… элитной проституткой в городе Лондоне. Книга, которую можно классифицировать как производственный роман, воспроизводит страничку в англоязычном ЖЖ и описывает рабочие будни автора/авторши. Кстати, эта страничка и по сей день обновляется и посещается с завидной частотой. Судя по ее содержанию, автор/авторша собирается издавать следующую книгу.

Именно Бель де Жур можно отнести ко второй категории блук-авторов. Тех, кто профессионально литературой не занимается, имя и физиономию скрывает и славы не ищет. Однако деньги с помощью писательства все-таки зарабатывает…

Это означает только одно – несомненную коммерческую успешность блук-текстов. Еще бы, ведь блук-книги подобные "Интимному дневнику" или постам Immoralist’а – это "новый реализм", тексты, через которых с читателем говорит сама жизнь.

А среди известных писателей не так уж много таких, чьи записи в ЖЖ подобно Гришковцу можно опубликовать отдельной книгой. Например, Татьяна Толстая в своем ЖЖ пишет в основном про еду. Опубликовывать эти тексты можно только в виде поваренной книги. В крайнем случае, советов молодым хозяйкам.

Есть надежда выйти замуж за…

Однако появление блук-авторов – штука неконтролируемая. Неизвестно, когда еще в Интернете появится подходящий блогер, пишущий интересно об интересном. А ведь мода на блук-тексты в нашей стране не ослабевает.

И вот, чтобы не зависеть от случая, и придумываются такие проекты как "Интимный женский дневник общественного пользования" вышедший под ником Umka, 33 в издательстве "София". Совершенно очевидно – текст этой книги, представляемый как записи на личной страничке сайта знакомств – имитация, написанная профессиональным литератором. И главное достоинство этой имитации – возможность узнать о том, как издатель представляет себе рядового Интернет-пользователя, посещающего сайт знакомств.

Разумеется, это женщина. И разумеется, одинокая. Ей немного за тридцать ("даже если вам немного за тридцать есть надежда выйти замуж за…"), у нее дочь, машина и квартира. Она пьет виски, а в случае затяжной депрессии обращается либо к психологу, либо к астрологу. Необходимые для покупки виски и астролога деньги героиня зарабатывает за счет тяжелой, беспрерывной и нелюбимой работы в какой-то конторе. Которую она, тем не менее, не бросает, так как очень дорожит пристойным образом жизни. Все это означает, что принадлежит она к тому самому пресловутому среднему классу, который мы растили, растили и, наконец, вырастили. Этот средний класс успел заработать себе некоторые (не очень большие) деньги, но одновременно успел устать от того, каким способом он это сделал.

Отдушину от офисного рабства Umka, 33 находит на сайте знакомств. Причем делает это она в основном в рабочее время, как и положено офисным работникам. В книге эта тема очень удачно обыгрывается – знакомясь с читателями своего дневника, автор пишет: "Если я здесь – то я на работе. Работаю, значит". Но гораздо больше, чем работой, героиня тяготится одиночеством. Нет, как женщина Umka, 33 вполне состоялась – у нее масса поклонников, некоторые из которых пришли из интернета. Их она подробно и со вкусом описывает, не стесняясь в выражениях. Вводит классификацию мужественности, придумывает термины – "не читайте "Х" как "хэ" <…> пусть будет неопределенное "Хы", или для склонных к математическим изысканиям нейтральное "Икс"…". Так умные авторы книги имитируют тот самый элемент эпатажности, который нередко присущ блуку.

Однако под напускным цинизмом бьется нежное сердце романтика. Героиня жалеет погибших под колесами автомобилей кошек и пишет стихи целыми километрами. Даже отвечает в стихах на комментарии читателей.

Комменты на любой вкус

Этих комментариев в книжке предостаточно. Здесь нельзя не поаплодировать авторам, которые умело вводят в блук комменты – этот обязательный для сетевого творчества элемент. Однако наличие после каждой главы комментариев не просто имитируют Интернет-пространство. Они создают блестящий маркетинговый прием – ругательные и хвалебные отзывы дают читателю книги возможность удовлетворить свое негодование или наоборот выразить согласие с прочитанным. По принципу "Аффтар жжет" либо "Аффтар, выпей иаду". Тем самым читатель чувствует себя полноценным участником процесса и охотно отдает за книжку денежки.

Усилия героини не проходят даром – с помощью сайта ей таки удается найти подходящего человека. Об этом факте она незамедлительно сообщает читателю в самых восторженных выражениях. Совсем как в настоящих интернет-дневниках. Последнее выдает в авторах "Интимного женского дневника общественного пользования" опытных обитателей Сети. Так что в следующий раз, общаясь с кем-нибудь в форуме, будьте бдительны. Вдруг это авторы псевдо-блука, которые выбирают темы для будущих книг…