Мнения
/ Интервью

10 февраля 2009 14:36

Госорганы Латвии почти не реагируют на критику в русскоязычной прессе

Почти двадцать лет назад русскоязычная пресса в Латвии могла служить образцом для подражания прибалтийским СМИ. Ее тиражам могли позавидовать самые успешные латышские издания. Так, например, тираж знаменитой на весь СССР латвийской газеты "Советская молодежь" достигал 1 млн экземпляров. Как изменилось положение дел у русскоязычных СМИ в Латвии, Lenizdat.ru узнал у Светланы Гартовановой, редактора газеты "Экспресс-неделя", журналиста газеты "Час".

Lenizdat.ru: Какие изменения произошли с русскоязычной прессой?

- Сегодня русскоязычные средства массовой информации переживают глубокий кризис, крупные издания практически находятся на грани существования. Несмотря на то что почти половина населения Латвии русскоговорящее, тираж самой популярной газеты на русском в два раза ниже, чем тираж издания на латышском. В сегодняшних условиях это ставит наши СМИ на грань существования: не все издания из-за финансовых проблем доживут до следующей подписки.

Одной из причин такого положения дел стала политика Латвии. Часть населения оказалась искусственно оторвана от государства. Сейчас в Латвии проживает 363 тыс. людей без гражданства. Из-за того, что они не имеют возможности принимать активное участие в общественно-политической жизни страны, они живут своим замкнутым миром, меньше покупают газет, не следят за ситуацией на политической арене. Важную роль сыграла и ассимиляция русских в Латвии. За последние 18 лет появилось поколение, которое выросло в независимой стране. Сегодняшняя  молодежь делится на тех, кто стремится занять свое место под солнцем (они даже скрывают свое русское происхождение, тем самым надеясь продвинуться быстрее по службе), и на тех, кому все равно, что происходит в стране.

Другая причина заключается в том, что ощущается тихое мощное экономическое давление со стороны власти. Видя отношение чиновников, русские бизнесмены также не спешат рекламой поддерживать русскоязычные СМИ. В результате русская пресса оказалась в довольно сложной ситуации.

Lenizdat.ru: В чем выражается давление со стороны власти?

- Несмотря на трудности, у нас не было политических процессов против журналистов, поплатившихся за свои убеждения. Нельзя сказать, что власть недолюбливает какое-то конкретное издание. Скорее власть давит на русскую диаспору. Так, к примеру, постепенно из сферы образования вытесняется русский язык. В результате сейчас преподавание в вузах идет только на латышском, в средних учебных заведениях лишь 40 процентов - на русском языке. Стоит отметить и крайне низкий процент чиновников русского происхождения – около 5 процентов. В редких случаях человек с русской фамилией может пробиться во власть. В такой ситуации русским газетам не приходится рассчитывать на какую-то поддержку извне. Издания вынуждены выживать только за счет рекламы, количество которой постоянно уменьшается. Мировой кризис больно ударил по СМИ. Сейчас стоит вопрос, будет ли из-за финансовых трудностей население вообще подписываться на издания. Похожая ситуация складывается и в Эстонии.

Элементы прямого давления также заметны. Например, в крупнейшее издательство Fenster, в котором выходит 15 изданий, пришла экономическая полиция и опечатала все компьютеры. Причиной стала проверка лицензионного компьютерного обеспечения. Из-за этого работа издательства была парализована…

Lenizdat.ru: По словам коллег из Эстонии, их чиновники не любят связываться с русскоязычными изданиями. Они снисходительно смотрят на критику в прессе. Латвийские чиновники прислушиваются к русскоязычным СМИ?

- У нас были случаи, когда представители власти судились с изданиями, подвергшими их критике. Например, не так давно один депутат подал в суд на газету "Час". Для нас не редкость, когда чиновники через суд пытаются защитить свою честь и деловую репутацию. Нельзя сказать, что суд всегда на стороне власти.

Другое дело, что сейчас государственные органы не очень реагируют на критику в прессе. Прошли те времена, когда чиновники быстро кинулись бы исправлять свои ошибки.  Быстрее власть реагирует на материалы в латышских СМИ, потому что эти газеты читают их избиратели.

Lenizdat.ru: На ваш взгляд, почему русские бизнесмены не любят давать рекламу в русскоязычные СМИ?

- Представители русского бизнеса видят отношение власти к изданиям. Желая помочь своему бизнесу и заручиться поддержкой во властных структурах, они поддерживают правые националистические партии и латышские СМИ.

Немалую роль здесь играет и социальное неравенство населения. Что ни говори, а русские - более бедная часть населения. В результате, поместив рекламу в крупной латышской газете, рекламодатель быстрее получит своего клиента.

Lenizdat.ru: Можно ли назвать русскоязычные СМИ Латвии оппозиционными?

- Некоторые латышские газеты порой называют Первый балтийский канал прокремлёвским, действующим по указке российских властей. Такое же мнение бытует и о русскоязычных газетах. На мой взгляд, русскоязычная пресса Латвии толерантна по отношению к действиям российских политиков и критически настроена к местной власти. Это можно объяснить тем, что русскоязычные газеты отражают мнение аудитории, настроение русской диаспоры, которая чувствует себя ущемленной.

Я неоднократно задавала себе вопрос, почему мы более терпимы по отношению к российской власти, ведь некоторые ее решения вызывают вполне резонное возмущение. Ответ я нашла после одной пресс-конференции, на которую приехали российские коллеги. Выступая, они очень негативно отзывались о российской политике. Это вызывало у слушателей негодование, некоторых раздражало то, о чем они говорят. И я поняла: все дело в некой этической норме. За пределами своей страны нельзя говорить о ней плохо, как за пределами своей семьи нельзя говорить плохо о матери, даже если ваши отношения оставляют желать лучшего.

Мы находимся в русофобской обстановке. В таких условиях мы просто не имеем морального права хаять Россию. Мы не говорим плохо не потому, что не знаем проблем, а потому что не имеем на это права.

Lenizdat.ru: Могут ли журналиста не пустить на какое-то мероприятия по той причине, что он представляет интересы русскоязычной газеты?

- Нет, такого не бывает. Естественно, президентский самолет не вместит всех желающих, значит, для того чтобы получить аккредитацию на общественное мероприятие, нужно успеть падать заявку.

Стоит обратить внимание на то, что на пресс-конференции независимо от того, какое ты представляешь СМИ, вопросы ты должен задавать на латышском языке. Это правило действует даже когда твой собеседник, чиновник, прекрасно владеет русским. В стране единственный госязык – латышский, и все общественные мероприятия, пресс-конференции проходят на этом языке.

Выдавливание русского языка происходит и на телевидении. Если ты создаешь телеканал в городе, где 85 процентов населения – этнические русские (например Даугавпилс, бывший Двинск), то эфирное пространство ты получишь при условии, что треть программ будет идти на латышском. Канала, где все передачи шли бы на русском, в Латвии нет. Существует "ТВ3", канал для национальных меньшинств, но он идет с титрами на латышском. К сожалению, иностранные каналы сохранились только в кабельных сетях.