Медиановости

11 февраля 2009 12:52

Силовики в сети

О том, что высокопоставленные чиновники, депутаты и оппозиционные лидеры обосновались в социальных сетях, написано много статей и снято несметное количество репортажей. Журналистов в этом аспекте интересовала больше информационная продвинутость VIP-персон, нежели их виртуальная открытость. Ведь род деятельности объектов исследования подразумевает публичность. В погоне за вице-губернаторами и думскими деятелями СМИ не заметили другой социальный феномен - выход во всемирную паутину силовиков.

"Милиция в сети". У большинства пользователей эта формулировка вызывает ассоциации с работой официальных сайтов силовых ведомств. Начать активную жизнь в Интернете все федеральные министерства и ведомства в буквальном смысле принудил в 2001 году президент Путин. Через два года, посмотрев на виртуальное "творчество" чиновников, правительство решило помочь и рассказало, что же должно быть на ведомственном сайте - внутриведомственные документы, информационная лента о событиях и мероприятиях, сведения о руководителях, контакты. Правда, и этот документ-подсказка не стал трамплином для ряда ведомств — в 2005 году семь из них обязали внедриться в Интернет через суд.

Одними из первых в сети появились сайты дисциплинированных силовиков-федералов — МВД, ФСБ, Генеральной прокуратуры. Их региональные подразделения в виртуальную жизнь прорывались с меньшей охотой. И не все до сих пор "взяли под козырек". Совсем недавно в Интернете появился сайт ГУВД Петербурга и области, а вот у УФСБ и ГУ МВД по СЗФО своих сайтов до сих пор нет.

Само наполнение ресурсов на журналистском сленге можно назвать "отпиской". Силовики пошли по пути наименьшего сопротивления — то есть и закон соблюли, и внутриведомственные документы, в которых особым пунктом оговаривается, что можно говорить (чаще всего ничего нельзя), не нарушили. Тратиться на сайт для галочки тоже решили не сильно. По оценкам специалистов, стоимость создания ресурсов МВД и ФСБ, например, составляет не более 5-10 тысяч долларов, ГУВД Петербурга — 3-7. Предлагаем вам просто сравнить сайты наших силовиков и их иностранных коллег: www.mvd.ru, www.fsb.ru, www.guvdspb.ru и www.fbi.gov.

Формально созданные по указу сверху ресурсы не в состоянии стать конкурентами для групп по интересам в социальных сетях. Исторически "закрытые" силовые ведомства не могут, не умеют, не хотят остановить продвинутость отдельных личностей среди своих сотрудников.

В сети есть личные странички милиционеров, следователей и прокуроров — как действующих, так и бывших. Одни из них прячутся за никами и причудливыми аватарками. Другие заявляют о себе и своих хобби открыто: начальник криминальной милиции Выборгского района города Денис Колосов, например, "завел" у себя в друзьях белого кролика.

Однако гораздо интереснее те ресурсы, которые создаются людьми в погонах в помощь своей работе (например, barsetochnik.narod.ru и pedofily.ru), и профессиональные сообщества, где обсуждаются рабочие вопросы. В сети можно встретить "Преступность Приморского района" (организована сотрудниками 44-го отдела милиции), "УВД Невского района", группу 33-го отдела милиции Московского района, а также ряд сообществ "Преступность в..." Курортного, Калининского, Кировского и Фрунзенского районов. Ко всему прочему в сети есть несколько групп вневедомственной охраны.

На главной странице часто дублируются телефоны служб, по которым граждане могут обращаться. Эти группы, в основном, закрыты для рядовых пользователей социальных сетей, но при большом желании туда можно попасть. И узнать, что основную часть обсуждений занимают вопросы: вовремя ли дали зарплату, на кого в очередной раз накричал начальник и куда лучше всего поехать.

Есть и более специализированные группы. "В контакте" объединяются бывшие сотрудники военного спецназа, минеры, подводные диверсанты, пожарные. Дело давно дошло до действующих офицеров различных служб и войск, которых по роду деятельности и согласно внутриведомственным приказам никто не должен знать в лицо.

Это, например, представители так называемой "наружки". Несколько месяцев назад сотрудниками собственной безопасности ГУВД "В контакте" была прикрыта группа оперативно-поискового управления. Они обозначали себя как "Грузчики" и не стеснялись на аватарках выставлять свои фото, а в своих альбомах порой выкладывали фотоматериалы с мест задержания (на профессиональном арго — квитанции). Их не уволили, но предупредили с занесением.

Несмотря на всеобщее погружение в объективную реальность, называемую в простонародье инетом, само наличие выходов в паутину в кабинетах силовиков строго регламентировано. За свой счет взять и провести себе Интернет — деяние, наказуемое из-за теоретической возможности враждебных поползновений западных спецслужб. Если в зданиии ФСБ на Литейном проспекте эти нормы еще как-то соблюдаются, то, например, в управлении милиции на Суворовском на Интернет сотрудников смотрят сквозь здравый смысл, и он фактически разрешен.

Стереотип поведения силовых ведомств консервативен. А попытки сопротивления времени неуклюжи. Время не ждет и диктует свои условия существования в цивилизованном мире. В обозримом будущем сами силовики будут озабочены не столько поиском информации, сколько ее систематизацией. Из-за переполнения "входного буфера". Ф