Медиановости

11 февраля 2009 15:41

ЖЖ стало вторым телевизором

...как получилось, что вроде бы свободное сетевое мнение начало вдруг транслировать ничего не объясняющие объяснения происходящего? Как это свободное блогерское community стало вдруг вторым телевизором?

О блогах можно уже, в принципе, не писать. Не потому, что блоги ведет пусть и большая, но все-таки ограниченная часть народонаселения. А потому, что если раньше русскоязычные блоггеры представляли собой некое сообщество (не то чтобы инакомыслящее, но уж точно мыслящее и всегда о чем-то своем), то теперь то, что блоггеры там обсуждают, можно с легкостью узнать из новостных лент. Открываешь, например, ленту.ру и обнаруживаешь следующее в качестве новости: "Рекламные плакаты с изображением консервных банок с "Американским салом" оказались вирусной кампанией издательства "Эксмо", продвигающей таким образом книгу "Воины креатива". Об этом пишет в своем дневнике блогер Николай Данилов, известный как Норвежский Лесной".

Для тех, кто еще не в курсе, поясню: в выходные в московском метро появилась реклама, на которой в духе Энди Уорхола изображено множество идентичных консервных банок, только не с супом Кэмпбелл, а с загадочным продуктом под названием "американское сало". И где-то очень мелко, говорят, подписано: vokr.ru

Тут бы и пойти на этот вокр.ру. Но журналисты из "Коммерсанта" успели сходить раньше, и в среду утром опубликовали статью под названием "Сальный номер", где связали появление этой "рекламы" с политтехнологами партии "Справедливая Россия", а целью назвали "пробуждение в гражданах России и Украины неприятия ко всему американскому".

А этот самый вокр.ру посвящен каким-то загадочным "Воинам креатива", объединению пиарщиков и политтехнологов, горящих нешуточным желанием защитить интересы России. По подсчетам "Коммерсанта", удовлетворение этого желания посредством рекламы в метро обходится примерно в 500 тыс. руб. в месяц.

Тем временем Норвежский Лесной, сообщивший, что все дело в рекламной кампании издательства "Эксмо", уже намекает, что "Коммерсанту" неплохо бы извиниться. А потом его пост перепечатывает еще один знаменитый блоггер, Алекс Экслер. То есть типа сеть однозначно за американское сало. И против коммерсантовских измышлений.

Но есть еще такой сайт, русс.ру. Там без труда можно обнаружить статью Александра Мегрэ за 2007 год об этом самом американском сале. Автор рассказывает, от какой классной рекламной концепции российских креативщиков отказался Виктор Янукович в 2004 г. Получается, Янукович отказался, а вот "Эксмо" спустя пять лет не отказалось. Торжество креатива.

И не только креатива, но и книжного бизнеса. Потому что если принять версию уважаемых блогеров, эффектно транслирующуюся по новостным лентам, то получается, что "Эксмо" платит 500 тыс. руб. в месяц за продвижение серии "Проект Россия", и об одной из книг этой серии сообщает буквально следующее: "Еще не поступив в продажу, эта уникальная книга была внесена в реестр изданий, рекомендованных для чтения госслужащим, а также общественно-политическим деятелям Управлением делами Президента России". И что - "подлинный автор этой книги так и остался неизвестен". Или вот еще цитата от издателя: "Никто не знает, откуда берутся книги серии "Проект Россия"". Понятно - самозарождаются. Вместе с 500 тыс. руб. в месяц на собственную раскрутку.

Я, кстати, одну из книг этой серии скачала бесплатно с vokr.ru. Это фантастический роман про мировой торжество российских политтехнологов и гуманитариев. К следующим президентским выборам в Америке долженствующем установиться. То есть трэш. И довольно много орфографических ошибок.

А вопрос, который меня в связи со всем этим волнует, такой: как получилось, что вроде бы свободное сетевое мнение начало вдруг транслировать ничего не объясняющие объяснения происходящего? Как это свободное блогерское community стало вдруг вторым телевизором? На этот вопрос я в следующий раз попытаюсь ответить, сейчас место кончилось. Г

Ольга Серебряная