Мнения
/ Интервью

11 февраля 2009 17:12

Тема продажности журналистики существовала всегда

Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов высказал мнение о том, что отечественные средства массовой информации утратили право называться четвертой властью. Согласны ли с ним представители петербургского медиасообщества, поинтересовался Лениздат.Ру.

Александр Малькевич, главный редактор телеканала "ВОТ":

- Странная ситуация, когда о продажности журналистики говорит глава Союза журналистов России. Если Всеволод Богданов констатируют такие печальные факты, то, наверное, он должен отчасти разделить ответственность за такое положение дел.

Получается, что наблюдаемые процессы происходили при его молчаливом одобрении или непротивлении. В этой ситуации хочется переадресовать вопрос и спросить: что вы сделали для того, чтобы этих тенденций не наблюдалось?. Высказывания о том, что "15 лет назад мы гораздо более успешно защищали своих коллег" - чрезвычайно удобная позиция для руководителя крупной общественной организации по отношению к регулируемой сфере.

Мне "нравится" позиция больших общественников старой школы, которые ничего сделать не могут, однако готовы публично заявить о том, что не могут защитить права подведомственных субъектов. "Отрасль развалилась, журналисты продажны, но лично я, как руководитель, тут ни при чем".

Что касается таких красивых формулировок, как "четвертая власть", конечно, говорить о том, что журналистика является властью сегодня нельзя. Но те, кто на своих рабочих местах работают профессионально, так и будут этим заниматься.

Проблема, вероятно, в том, что власть на критические высказывания реагирует все меньше и меньше. Это беда нашего общества. Однако я допускаю и, более того, даже уверен в том, что сегодня в российских СМИ есть журналисты, которые честно служат профессии. Если наши "журналистские вожди" знали бы реалии, они бы, возможно, увидели ситуацию иначе. Из больших кабинетов, вероятно, реальное положение дел не видно.

Игорь Осочников, главный редактор "Радио Балтика":

- Для начала стоит определиться с тем, что вкладывается в понятие четвертая власть. Я бы сказал, что существуют СМИ, которые в определенной степени критикуют действия власти на том или ином уровне. Главный вопрос в том, как власть относится к такой критике. Мне известны случаи, когда по факту публикации журналистских материалов принимались меры. "Балтийская медиагруппа" в свое время провела телемарафон на телеканале "100 ТВ", посвященный исторической застройке и сохранению исторического наследия. Можно говорить о том, что мгновенной реакции со стороны власти не было, но тем не менее, когда были приняты Правила землепользования и застройки, у меня было ощущение, что определенное влияние на этот документ телемарафон оказал. Это проявилось в неявной форме, но не надо ждать от власти прямой реакции "сказано - выполняем". Средства массовой информации создают определенный фон, в том числе и для деятельности власти. В определенной степени этот фон влияет на принятие властью тех или иных решений. Говорить о том, что СМИ полностью утратили положение "четвертой власти", наверное, нельзя. Что касается мнения о продажности журналистов – оно существовало всегда, сейчас просто произошло определенное обострение. Технология информационных войн, которая была значительно распространена в конце 90-х – начале 2000-х годов, сейчас стала менее эффективной. На мой взгляд, фактор заказных публикаций в меньшей степени распространен, чем это было 7-8 лет назад.

Наталья Луговых, иисполнительный директор МедиаСоюза по СЗФО:

- Проблема продажности касается в большей степени желтой прессы, в серьезных политических изданиях можно говорить о лояльности: кому сегодня хочется быть в оппозиции с существующей властью? Это связано с общей ситуацией в СМИ: сейчас отрасль затронул финансовый кризис, все надеются на поддержку изданий и потому не готовы высказывать критические мнения. Позиции СМИ как четвертой власти постепенно утрачиваются.

Владимир Кузнецов, главный редактор журнала "Территория бизнеса":

- Я полностью согласен с высказыванием Всеволода Богданова. Как социальный институт и "четвертая власть" массмедиа серьезно деградировали в последнее время. То, что сегодня журналистика связывается с продажностью, к сожалению, соответствует реальному положению дел. Ни в каждом обществе удобно сказать, что ты журналист, потому что к этой профессии существует негативное отношение и легко понять почему. В своей колонке в февральском номере я писал об этой ситуации. Журналистика может влиять на ситуацию - только "музыку" в этом случае заказывает владелец издания. Продажность проявляется на всех уровнях: лоббирование интересов власти, олигархов, нефтяных компаний, ликероводочного завода.

Сегодня СМИ вряд ли способны решить эту проблему. На проблему продажности надо смотреть шире. Речь идет о деградации общества в целом, потому что благодаря массмедиа нас приучили к потребительскому образу жизни: зарабатывать деньги и тратить их на развлечения. Это замкнутый круг: по вечерам люди смотрят телевизор, где им промывают мозги, а потом идут в развлекательные центры. Общество деградирует. Вместе с ним деградирует и СМИ. Ситуация неисправима.

 

Сергей Балуев, главный редактор журнала "Город 812":

- Мне не кажется, что в последнее время позиция СМИ с точки зрения влияния на власть и общество изменилась. Независимые СМИ и журналисты есть. То, что они пишут, оказывает влияние и на представителей властей, и на общество и, может быть, не в том объеме, как хотелось, но влияют на принятие решений. Именно поэтому сейчас существует такое количество судебных разбирательств и скандалов. Их бы не наблюдалось, если бы ситуация была иная. Тема продажности журналистики существовала всегда, но не стоит характеризовать таким образом все СМИ.

Материалы по теме

Глава Союза журналистов: Отечественные СМИ утратили право называться четвертой властью "Интерфакс", 11.02.09