Медиановости

19 февраля 2009 19:08

Андрей Константинов: Я не удивлен решением суда по делу Политковской, но шокирован

Председатель Петербургского союза журналистов Андрей Константинов не удивлен вынесенным в четверг коллегией присяжных решением по делу об убийстве журналистки "Новой газеты" Анны Политковской.

- Мне кажется, что с самого начала всей этой истории многое было сделано для того, чтобы получился такой результат, - отметил Андрей Дмитриевич. - Например, скандал с закрытием, открытием слушаний в суде. Не то, чтобы это было ожидаемым решением. Ожидаешь всегда чего-то нормального, а в таком решении нормального, наверное, немного. Оно вряд ли повысит настроение кому-то, кроме тех, кого непосредственно оправдали. Даже те, кто не знаком с деталями этого дела. Даже если предположить, что все оправданные чисты как олимпийский снег, возникает вопрос: а что же тогда у нас происходит со следствием? Или у нас присяжные какие-то странные люди? Как ни кинь, все получается очень грустно. Поэтому я не удивлен, хотя, конечно шокирован.

Напомним, что 19 февраля все обвиняемые по делу об убийстве журналистки "Новой газеты" Анны Политковской были оправданы коллегией присяжных. Всех их, как бывшего сотрудника МВД Сергея Хаджикурбанова, обвиняемого в организации убийства журналистки, так и братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых, обвиняемых в непосредственной причастности к убийству, и экс-сотрудника ФСБ Павла Рягузова, отпустили сразу после вынесения решения суда.

Хроника

Анна Политковская была убита 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице в центре Москвы, где снимала квартиру. На месте преступления были обнаружены брошенный пистолет Макарова и четыре стреляные гильзы. Также в распоряжении следователей оказалась запись, сделанная камерой видеонаблюдения.

Следственные действия и предварительное расследование длились около двух лет и завершились в июне 2008 года. В ходе следствия была установлена непричастность к преступлению нескольких человек, в частности, экс-главы Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиля Бураева. Обвинение в убийстве журналистки было предъявлено бывшему сотруднику УБОП Москвы Сергею Хаджикурбанову, а также братьям Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым. Исполнитель преступления – Рустам Махмудов – объявлен в международный розыск. На скамье подсудимых также оказался бывший офицер УФСБ по Москве Павел Рягузов. По версии следствия, он обвинялся в похищении и вымогательстве денег.

15 октября 2008 года во время предварительных слушаний защита обвиняемых подтвердила свое желание рассматривать дело в военном суде с участием присяжных заседателей в открытом режиме. По информации Newru.com, дети Политковской - Вера и Илья Политковские заявили к обвиняемым в ее убийстве иск на 10 млн рублей. Судья постановил принять иск о возмещении морального вреда к производству и рассмотреть его в рамках уголовного дела.

Судебный процесс по делу об убийстве Анны Политковской начался 17 ноября 2008 года в Московском окружном военном суде. На следующий день была сформирована коллегия присяжных - двенадцать основных и восемь запасных заседателей. Суд разослал две тысячи повесток для кандидатов, из них явились 50. Председательствовал в суде полковник Зубов, сторону обвинения представляли прокуроры Генеральной прокуратуры Юлия Сафина и Вера Пашковская.

С самого начала процесса потерпевшие, их адвокаты, представители "Новой газеты", а также некоторые адвокаты подсудимых, в частности защитник Махмудова Муса Мурадов настаивали исключительно на открытой форме проведения, хотя и опасались, что его попытаются закрыть. И не безосновательно. Первоначально судья Зубов оставил процесс открытым, но при этом отметил, что если будут жалобы присяжных на давление, заседания закроют.

Уже через несколько дней суд принял решение закрыть процесс, мотивировав его тем, что коллегия присяжных, рассматривающая дело, отказывается выйти в зал судебного заседания в присутствии прессы. Однако один из присяжных Евгений Колесов в прямом эфире "Эха Москвы" заявил, что ни он, ни его коллеги не настаивали на том, чтобы процесс был закрыт для прессы. По словам Колесова, эта инициатива исходила от секретаря суда, а не от присяжных. В итоге журналистов пустили на заседания, но из коллегии присяжных вывели Евгения Колесова, сделавшего заявление для СМИ.

27 ноября 2008 представители гособвинения продемонстрировали присяжным раскадровку записей с двух видеокамер, установленных у подъезда, где проживала журналистка. Из видеозаписей следовало, что убийце понадобилось всего 24 секунды, чтобы совершить преступление. Кроме того, по информации Newru.com, в рамках заседания в суде были допрошены дети Анны Политковской – Илья и Вера. Они сообщили, что перед убийством Анне Политковской угрожали в течение пяти лет. По мнению детей журналистки, это было связано с ее профессиональной деятельностью.

2 декабря обвинение представило версию убийства, а также составленную следствием карту перемещений подозреваемых. Основой для разработки документа послужили данные переговоров по мобильному. По данным ИТАР-ТАСС, защита заявила о том, что карта "является сочинением следователя, продуктом его предположения".

На следующий день, 3 декабря, эксперты Генпрокуратуры РФ предоставили новые доказательства причастности братьев Махмудовых, обвиняемых по "делу Политковской", к убийству журналистки. Сторона обвинения сообщила, что камеры видеонаблюдения, установленные на банке рядом с домом убитой, зафиксировали автомобиль, очень похожий на машину обвиняемых. Свидетельские показания дала коллега Анны Политковской, которая в течение 7 лет работала буквально бок о бок с погибшей. Обозреватель "Новой газеты" Галина Мурсалиева заявила, что ей не известно о конкретных угрозах в адрес убитой журналистки.

4 декабря в Московском окружном военном суде выступил еще один свидетель по делу - бывший сотрудник ФСБ РФ Павел Рягузов. Заседание по ходатайству прокуратуры проходило в закрытом режиме, так как в деле фигурировали материалы, содержащие государственную тайну.

23 декабря в суд поступила детализация телефонных разговоров Политковской с 3 по 7 октября, которую представил оператор мобильной связи.

6 февраля 2009 года Московский окружной военный суд завершил судебное следствие, гособвинение и адвокаты обвиняемых представили суду присяжных свои доказательства, сообщил NEWSru.com. Во вторник, 10 февраля, адвокаты подсудимых призвали следствие искать "настоящих убийц" Политковской, заявив, что из обвиняемых сделали "козлов отпущения". Исполнитель убийства, которым считают Рустама Махмудова, на заседании не присутствует.

16 и 17 февраля в Московском окружном военном суде проходили прения сторон по уголовному делу. 18 февраля на заседании стороны выступили с своими репликами, а подсудимые с "последним словом". В частности, прокуратура вновь попросила коллегию вынести обвинительный вердикт по делу.

19 февраля судья сказал напутственное слово коллегии присяжных заседателей, после чего они удалились на вынесение решения. Им предстояло ответить на 17 вопросов. Присяжные заседали около трех часов, после чего вынесли вердикт о невиновности всех четырех подозреваемых. Правда, гособвинитель Юлия Сафина уже заявила, что Генпрокуратура РФ обжалует решение коллегии.