Медиановости

25 февраля 2009 11:42

Есть такая профессия - телевизор смотреть

Людям, страдающим нервными расстройствами, категорически не рекомендуется подходить к телевизору 23 февраля. Какой канал ни включи, непременно услышишь разрывы бомб, автоматный треск и крики раненных. Впрочем, к такой ежегодно проводимой телевизионной мобилизации зритель уже привык. Ведь патриотизм прочно вошел в число наиболее востребованных политических брендов современного российского ТВ.

В День защитника Отечества телевизионное меню, предлагаемое главными каналами, предсказуемо как никогда. Уже заранее знаешь, что 23-го числа непременно покажут "Офицеров" и комедии про Ивана Бровкина. Сюда же добавляются традиционный праздничный концерт (список участников читатель в состоянии вписать самостоятельно), а также "мыльный" набор современной патриотической сериальной продукции. Одним словом, консервативнее в плане выстраивания сетки вещания только 31 декабря.

И все же в этом году празднование Дня защитника Отечества не могло не стать особенным. Еще бы: после маленькой победоносной операции по принуждению к миру, случившейся в августе, военная тематика на телеэкране приобрела исключительное значение. Теперь не то что каждый запуск ракеты, показываемый в телеэфире, - каждый новый сериал о людях в форме выглядит кузькиной матерью, адресованной всем недругам России. Вот и кадры с артиллерийским салютом в честь 23 февраля смотрелись в теленовостях как-то особенно торжественно и грозно. Казалось – отмечается не праздник настоящих мужчин, а победа над очередным вероломным агрессором, науськиваемым ястребами из Пентагона.

Первые телевизионные залпы в День защитника Отечества раздались ранним утром, когда получившие заветный выходной трудящиеся мирно спали. Телевидение начало свою психическо-патриотическую атаку, что называется, без объявления. Уже в 7 часов утра канал "Россия" показал "Солдата Ивана Бровкина". Некоторое время спустя "Первый" ответил - вы не поверите - фильмом "Офицеры". В общем, начало праздничного вещания получилось, мягко говоря, неоригинальным.

Никаких неожиданных ходов не принес и дневной телеэфир. "Россия" добрых четыре часа вещания посвятила сериалу "На безымянной высоте". Эту историю о противостоянии советского снайпера с немецким зритель за последние несколько лет мог изучить досконально – благо, что без нее нынче не обходится ни один День Победы. Был свой "мыльный" марафон и на "Первом": здесь те же четыре часа подряд зрителя потчевали патриотическим сериалом "Грозовые ворота" (стерильный в своей идеологической корректности продукт на тему войны на Кавказе). Правда, до этого зритель увидел на "Первом" праздничный концерт ко Дню защитника Отечества. Среди его участников были – ни за что не догадаетесь – Иосиф Кобзон, Александр Буйнов, Тамара Гвердцетели. К слову, взглянуть на это действо стоило - хотя бы для того, чтобы посмотреть на сидящий в первых рядах высший генералитет, выглядевший более грозно и убедительно, чем боевая техника на параде 9 мая.

Не отставало от "России" и "Первого" в этой патриотической гонке и "НТВ". Канал показал новый остросюжетный сериал "Афганский призрак". Естественно, даже в праздничный день "НТВ", специализирующееся на трэшевой криминальной продукции в стиле "Кровотечение кровавой крови" (как назвали это в пародийной передаче "Большая разница"), не могло изменить своей программной политике. Вот и "Афганский призрак" оказался, по большому счету, всего лишь военной вариацией на тему извечных "ментовских войн": героин, киллеры, бандиты. История про пропавшего в Афгане офицера, тайну исчезновения которого пытается узнать его сын-курсант, - как фон для демонстрации криминальных разборок.

Кинопоказ 23 февраля – отдельная история. Только в этот день демонстрируются все самые красочные и одиозные продукты новейшей отечественной киноиндустрии. Скажем, "НТВ" "бабахнуло" эпической картиной В. Хотиненко "1612". Полусказочная история о том, как подлых ляхов гнали из Москвы русские богатыри – это еще полбеды. Настоящий праздник начался в 18 часов на канале "Россия": здесь показывали историческую драму "Господа офицеры. Спасти императора". Одно ее название – это уже, как говорится, сказочная красота. Впрочем, дабы не выглядеть предвзятым, ограничусь констатацией фактов.

Итак, в основе сюжета фильма – выдуманная история о том, как летом 1918 года группа белогвардейских офицеров решает освободить из большевистского плена императора Николая II. Режиссер картины – Олег Фомин (среди последних работ – "День выборов" и "Самый лучший фильм-2"). В ролях – Олег Фомин и Марат Башаров (играющий этакого лихого гусара, даже в бою не расстающегося с гитарой). На этом, пожалуй, и остановимся. С другой стороны, фильм, как ни странно, выглядит не патриотическим лубком, а недурно сделанным боевиком, "истерном" в духе "Неуловимых мстителей" и картины "Свой среди чужих, чужой среди своих".

Не смогло проигнорировать военную тематику даже глянцевое "СТС", показавшее "9 роту". Любопытно, что Михаила Пореченкова, сыгравшего в этом фильме "дикого прапора" по фамилии Дыгало, можно было параллельно увидеть на "Первом канале" (в сериале "Грозовые ворота") и на "НТВ" (в образе князя Пожарского). Странно еще, что при этом с канала на канал не кочевал Александр Балуев - актер, переигравший за последние лет восемь военных всех званий, родов войск и эпох.

Главной премьерой дня, вне всякого сомнения, стал документальный фильм Алексея Пивоварова "Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова", показанный вечером на "НТВ" и посвященный одному из самых страшных эпизодов Великой Отечественной войны, о котором предпочитали не вспоминать как прославленные маршалы в своих мемуарах, так и вся официальная историография. Скептики уже заранее поспешили обвинить создателей этой работы в конъюнктурности и стремлении явить очередную типично энтэвэшную сенсацию. Например, небезызвестный Дмитрий Пучков (он же - Гоблин) опубликовал на своем сайте материал историка Бориса Юлина. Из него следовало, что никакого замалчивания событий Ржевской битвы советской исторической наукой не было. Выходили, мол, в 70-80-х огромными тиражами специальные многотомные издания, в которых подробно описывались все бои под Ржевом. Авторам фильма также инкриминировалось вольное обращение с фактами: дескать, Пивоваров и Ко взяли да и объединили под вывеской "Ржевская битва" четыре отдельные наступательные операции, проводившиеся со значительными перерывами на Ржевско-Сычёвском направлении с января 42-го по март 43-го.

Думаю, замечания историков в данном случае неуместны. Документальный фильм, демонстрируемый в прайм-тайм выходного дня на "НТВ", в последнюю очередь адресуется специалистам. Конечно, все те, кто серьезно увлекается изучением военных наук и истории, ничего нового из работы Пивоварова извлечь не могли. А вот массовому зрителю, мозг которого на протяжении всех последних лет разъедает сериально-киношная ура-патриотическая чушь, посмотреть этот фильм стоило. Затем, например, чтобы узнать о судьбе генерала М. Г. Ефремова, отказавшегося в апреле 42-го бросить окруженную 33-ю армию и сесть в присланный за ним самолет. Чтобы услышать рассказы участников боев под Ржевом, вспоминавших, как голодным советским солдатам приходилось распиливать замерзшие конские трупы. Чтобы просто взглянуть в глаза людей, прошедших через эту мясорубку, в которой, согласно современным сведениям, погибло 900 тысяч бойцов. А там, кто знает – даже самые рьяные патриоты, может быть, посмотрят на Великую Отечественную по-новому. Задумаются, скажем, о том, почему писатель-фронтовик Виктор Астафьев называл Георгия Жукова не "великим русским полководцем", а "человеческим браконьером".

К тому же, особых интеллектуальных усилий просмотр фильма о Ржевской битве не требовал. Пивоваров – один из лучших учеников Леонида Парфенова – сделал предельно зрелищный продукт. С компьютерной графикой, добротными заставками и художественной реконструкцией событий. Коронный парфеновский трюк с верчением в руках всевозможных предметов авторы проекта также не забыли. Солдатские вещмешки, винтовки, журналы боевых действий – все это побывало в руках Алексея Пивоварова и его коллеги Константина Гольденцвайга.

Фильмом о Ржевской битве, немного скрасившим довольно унылый телевизионный день, завершилось праздничное вещание. Церемония вручения "Оскаров", показанная затем по "Первому", стала своеобразным "Вольно, разойдись!". Следующее всеобщее построение – 9 мая. Ф