Медиановости

3 марта 2009 15:46

Нарастает потребность в выходе на более продвинутый уровень коммуникации в Интернете

РОЦИТ 3 марта проводит конференцию i-Сommunity'2009. Один из круглых столов посвящен трендам социальных сетей. Перед конференцией Сергей Гребенников, заместитель исполнительного директора РОЦИТа, побеседовал с участником этого круглого стола Александром Долгиным, профессором ГУ-ВШЭ и управляющим сети "Имхонет".

- Какие тренды кажутся Вам наиболее актуальными для социальных сетей?

- На мой взгляд, главных тенденций две:

1) Монетизация социальных сетей

2) Повышение качества межличностных коммуникаций в сети – проще говоря, попытка предоставить пользователям возможность общаться, с кем интересно, и о чем интересно.

Первый тренд пока пробуксовывает. Второй, напротив, набирает обороты благодаря внедрению на сайтах рекомендательных систем. Один из перспективнейших суб-трендов этого рода – умные знакомства (знакомства с дальним прицелом).

- Вы говорите про сайты знакомств или про социальные сети в целом?

- Нарастает потребность в выходе на иной, более продвинутый уровень межличностной коммуникации в Интернете. Среда зашумлена, а интерес людей к бесцельному серфингу раньше или позже выдохнется. Всюду, где есть интернет-сервис знакомств, знакомиться, по большому счету, неудобно. Информация, которую люди о себе публикуют, куцая и часто недостоверная. Поэтому при ближайшем рассмотрении возникает много разочарований. Помимо анкетных данных большую роль играет фотография – но за предъявленной внешностью может скрываться совсем не то, что ожидаешь. Внутренний багаж человека долго распаковывать. Решая эту проблему, Имхонет запустил сервис "Умных знакомств".

- Он подбирает людей по интересам?

- Не только и не столько по интересам. Подбор по интересам – важная компонента, но не эксклюзивная – по этому принципу подбирают сейчас некоторые ресурсы. Например, "Вконтакте". К тому же одних увлечений недостаточно. Новация Имхонета в том, что в дополнение к соцдему и интересам, он подбирает еще и по вкусам. "Умные знакомства" – инструмент, позволяющий с существенно меньшим количеством он-лайн проб и ошибок выяснить, что скрывается за анкетой и фотографией человека. Как точно выразился мой друг Дмитрий Ицкович, глава О.Г.И.: "Хочу, чтобы она Тютчева любила…"

- Какова механика подбора? Пользователь заполняет подробные анкеты?

- Нет. Оценивая контент (фильмы, книги, музыку…), человек предоставляет системе всю необходимую информацию. Единственное, что требуется дополнительно – применить три фильтра, с помощью которых и ведется отбор. Первый – социо-демографический. Второй – по интересам. (Важный нюанс – сервис учитывает степень увлеченности тем или иным хобби: средне, сильно, страстно...)

Третий фильтр – коллаборативный. Он объединяет людей по вкусовой близости. Ведь одно дело – просто любить большой теннис (или гольф), им могут увлекаться самые разные люди. Но хотелось бы еще обнаружить тех, с кем есть о чем поговорить на сайте или до/после корта.

Все три фильтра можно настраивать по своему усмотрению, получая различные выборки людей, которые отвечают оговоренным критериям.

- Но любые фильтры загрубляют…

- Автоматическая фильтрация – это первичная система целенаведения, своего рода "скоростная пристрелка". Она не отменяет возможности сдружиться "по-старинке", например, списаться и узнать о человеке побольше. Сначала ты в соответствии со своими критериями настраиваешь фильтры и в автоматическом режиме (буквально одним-двумя кликами) получаешь подборку единомышленников по вкусам и интересам. Видишь, насколько вы совпадаете в своих предпочтениях, видишь культурный багаж этих людей: восприятие тех или иных книжек, фильмов, музыки… Т.е. автоматическая фильтрация позволяет быстро получить рафинированную выборку.

Далее, если что-то в человеке тебя "зацепило", можно посмотреть его блоговые ленты, рецензии, комментарии, прочие записи. Но тот факт, что первичная выборка из нескольких десятков (или даже сотен) человек, отвечающих установленным тобой критериям, выдается быстро и просто, – это поистине революционный шаг в сфере межличностных коммуникаций. Это новый глобальный тренд.

- Такой подбор возможен только в рамках коллаборативных систем? Он не доступен другим ресурсам?

- Доступен в рамках партнерств, к которым мы всех приглашаем и которые технологически нами полностью подготовлены. Имхонет предоставляет свой рекомендательный функционал (в том числе для умных знакомств) другим сайтам.

Технология коллаборативной фильтрации идеально подходят для продвинутых знакомств и коммуникации: само слово collaborative обозначает "сотрудничество". В коллаборативных системах прогнозы выдаются на основании суждений людей со сходными вкусами и предпочтениями.

Обязательный элемент технологии – подбор единомышленников из всей массы пользователей. Т.е., по сути, формирование клубов по предпочтениям – промежуточная продукция рекомендательного сервиса. В "Умных знакомствах" этой промежуточной продукции придано самостоятельное значение (впервые в практике коллаборативных сервисов).

Если следовать современной культурологической доктрине, и рассматривать человека как произведение искусства, то Имхонет рекомендует близких по духу людей также, как он рекомендует художественные произведения: фильмы, книги и прочие артефакты. W